Репин И. Е. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре»
поделиться: |
Зал 29
Картина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре» — это первая работа Ильи Репина на историческую тему. Художник с необыкновенным мастерством передал не только характер и внутренние переживания свергнутой с престола царевны, но убедительно воссоздал историческую эпоху конца XVII века.
В 1698 году московские стрельцы, участвовавшие в Азовских походах, вместо возвращения в столицу, были направлены в Великие Луки, к новому месту службы, что вызвало их резкий протест. Около двухсот челобитчиков направились в Москву, намереваясь возвратить к власти царевну Софью, заточенную Петром в Новодевичьем монастыре. Но вскоре мятежники были выбиты из столицы и возвратились к месту службы ни с чем. Воспользовавшись отсутствием в Москве Петра, теперь уже почти четыре тысячи стрелков отправились в столицу с целью возвести на трон Софью Алексеевну. Так недовольство стрелков переросло в восстание.
Но дойти до столицы мятежным стрелкам не удалось. Недалеко от Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря они были разгромлены солдатами Преображенского, Семёновского, Лефортова и Гордонова полков.
Расправы над восставшими начались еще до возвращения царя из-за границы. Приехав в Москву, Петр проводит новое следствие и новые казни. В результате, по приказу царя, было казнено более 1700 мятежников.
Царевну Софью, сестру Петра, насильно постригли в монахини. Перед ее окнами, по приказу царя, были повешены три стрельца с челобитной к ней. В назидание их тела не убирали в течение пяти месяцев. Шесть лет, до самой смерти в 1904 году, она оставалась в Новодевичьем монастыре.
В небольшой келье во весь рост Илья Репин изобразил царевну Софью, одетую в белое парчовое платье. Мы видим сильную, энергичную женщину, взгляд которой полон злобы и ненависти, а в позе — независимость и царское достоинство. Она, словно, львица в клетке, бессильна что-то сделать, а в то же время в ее душе боль и страдание.
Вместе с тем, многие художники считали, что Репин изобразил Софью менее одухотворенной и старше, чем она была в то время, слишком мужиковатой и некрасивой.
На стенах кельи мы видим иконы, на столе — скатерть, на ярко-красном ковре — несколько капель от растаявших свеч. Девочка в монашеской одежде, сидящая в углу, смотрит на царевну с испугом. За окном видна церковь и виселица с повещенным стрельцом.
Картина Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре» передает зрителю не только чувства, которые испытывала отстраненная от власти царевна. Это своеобразная повесть о трагической странице нашей истории, когда шла непримиримая борьба за власть, повлекшая гибель многих людей разных сословий.
поделиться: |
поделиться: |