Перов В. Г. «Сельский крестный ход на Пасхе»
поделиться: |
Зал 17
Среди работ Василия Перова есть несколько полотен, обличающих пороки современного общества. На картине «Сельский крестный ход на Пасхе» художник показал, как в русском селе крестьяне празднуют главный церковный праздник.
Воскресное весеннее утро. После праздничной пасхальной службы совершается крестный ход. Священник, одетый в праздничную одежду, стоит на крыльце, еле держась на ногах. Небольшой крест в его руке опущен, он, словно забыл о нём. Двое крестьян сильно пьяны, один из них пытается встать на ноги, другой уже крепко спит под крыльцом.
Молодая женщина с упоением поёт молебен, а старик в лохмотьях, справа от неё, несёт икону перевернутой. Перед ними идут трое мужчин, один из них несёт крест и подпевает крестьянке, не обращая внимания на своих соседей, что-то обсуждающих.
Полотно было написано в 1861 году, в тот же год, когда было отменено крепостное право. В стране начались реформы, а для крестьян эта Пасха, вероятно, стала двойным праздником.
После представления картины на суд общественности начались скандалы. Василия Перова обвиняли в том, что он выхватил из жизни один грязный эпизод. Многие зрители были просто шокированы увиденным и называли полотно сатирическим.
Власть, так не любившая критику, приказала снять безнравственную картину с выставки и не показывать ее никому. К счастью, Павел Третьяков успел приобрести картину и она сохранилась в его галерее. Вместе с тем, передовая общественность одобрила работу Перова, сам же художник не испугался критики и создал новые полотна в духе критического реализма.
Надо отметить, что замысел картины «Сельский крестный ход на Пасхе» Василия Перова является критикой не самой веры, а лишь непорядочной части духовенства, чьи ризы — лишь прикрытия от грехов и падения нравственности.
Перов В. Г. «Портрет Ф.М. Достоевского»
Перов В. Г. «Никита Пустосвят. Спор о вере»
поделиться: |
поделиться: |