Дом с башенками (Тверская 17)
поделиться: |
Мощное здание по Тверской, 17 напротив Елисеевского магазина украшено готическими башенками и ротондой. Здание возведено по проекту архитектора Аркадия Мордвинова в 1940 году. В доме поселились известные люди, представители творческой интеллигенции — писатели и драматурги, скульпторы и музыканты.
Ротонда дома завершалась скульптурой девушки с серпом и молотом в поднятой руке, созданная Аркадием Мотовиловым. В народе стали ходить шутки по поводу не совсем обычной статуи — то ли балерины, то ли статуи Свободы с символами труда в руке.
Мало того, что здание окрестили «домом под юбкой», но и Пушкина приплели. Памятник поэту в то время находился на противоположной стороне улицы. Пушкин как будто слегка отвернулся, словно ему неудобно было заглядывать даме под юбку. В народе даже стихи сложили по поводу «пары стройных женских ног».
Кто же позировал скульптору Мотовилову? По устоявшейся версии, это была балерина Ольга Лепешинская, любовница вождя, а поселили её в дом со статуей специально. Во время бомбежек Москвы в 1941 году жители верили, что если балерина стоит (на крыше), значит и Москва ещё стоит.
Но Ольга Мотовилова-Комова (внучка скульптора Аркадия Мотовилова) опровергает это мнение. Его дед действительно изваял балерин, но это было значительно позже, и всех он лепил, как и полагается, в пачках, в отличие от балерины с дома «под юбкой».
Некоторые эксперты считают, что скульптура была статуей свободы. Её образ показывал единение советской интеллигенции и рабочего класса. Есть еще одно предположение — фигура на ротонде изображает любимую жену Мотовилова — балерину Большого театра Ольгу Батикину. Но и эта версия отпадает, поскольку скульптор познакомился с будущей супругой только в конце 1948 года, когда статуя уже давно стояла на доме.
Скорее всего, это собирательный образ девушки комсомолки, спортсменки, которая идет вперед, к победе коммунизма с серпом и молотом в руке.
Балерина «протанцевала» на ротонде до 1958 года. Со временем на скульптуре появилась трещина, но это только официальная версия. Георгий Мотовилов был мастером своего дела, и его работа не могла так быстро начать разрушаться. Возможно, истинная причина в том, что «летящая» женская фигура, встречающая гостей Москвы, просто раздражала Хрущева и министра культуры Фурцеву, которая курировала московскую архитектуру и скульптуру.
Возможно, что балерину посчитали символом сталинской эпохи и поэтому её сняли. Теперь скульптура безвозвратно утеряна. Впрочем, это не первая жертва этого места. Осенью 1934 года стоявшие здесь церковь Дмитрия Солунского и колокольня были снесены.
В настоящее время москвичи обращаются во многие инстанции с просьбой вернуть балерину на ротонду, значит и дом по Тверской — «под юбку».
поделиться: |
поделиться: |