Иванов А. А. «Явление Христа народу»
поделиться: |
Зал 10.
Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» удивляет своей масштабностью. Ее размеры составляют 540 на 750 см, площадь — более 40 кв. метров, а создавал художник её 20 лет. Это главная работа живописца, его жизненный подвиг, но как это часто случается, гениальность мастера была признана только после его смерти.
Александр Иванов работал над полотном в Италии с 1837 по 1857 год. Здесь картина имела большой успех, а в России, где она была представлена в 1858 году была встречена холодно. Только прогрессивная часть публики увидела в ней величайший пример совершенно нового приема в живописи.
Обещанный гонорар художнику выплачен не был, и для талантливого мастера начались дни разочарования и отчаяния. К сожалению, вскоре после приезда в Россию он умер от холеры в семье братьев Боткиных. Это породило многочисленные домыслы, поскольку Михаил Петрович Боткин был коллекционером, художником и, по сути, распорядителем наследия живописца.
«Явление Христа народу» — краткое описание
Александр Иванов обращается к одному из самых главных сюжетов Нового завета — явлению Христа народу. Приход Спасителя он рассматривал как реальное историческое событие, основное содержание которого — духовный переворот и начало нравственного возрождения народа.
Действие происходит в низовьях реки Иордан, где Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча, предшественник Иисуса Христа) совершал ритуал омовения всех людей, покаявшихся в своих грехах.
Креститель
Фигура Крестителя занимает главное место на знаменитом полотне. Иванов изобразил его высоким худым юношей с ниспадающими до плеч волосами. Его фигура и западшие глаза говорят о долгих днях одиночества и страданиях, а высокий лоб и уверенный жест — о внутренней силе.
Иоанн в руке держит крест — символ новой веры и указывает собравшимся на пришедшего Христа. На его лице — трепет и восторг, выдающие радость от долгожданного момента.
Иудеи, пришедшие к водам Священной реки
Среди пришедших к реке есть те, кто пожелал очиститься от грехов и принять крещение. Другая часть людей пока не доверяет Предтечи, также пришли и те, кто настроен враждебно, на их лицах — злость и ненависть.
Слева от Крестителя апостолы — седовласый Андрей и рыжеволосый юноша Иоанн Богослов, которые станут учениками Христа и расскажут о его земной жизни после Воскрешения. Рядом с ними (у края картины) — сомневающиеся и еще не верящие в произошедшее чудо. Один из них, молодой мужчина в голубом плаще, опустил глаза, справа от него седовласый старец.
Раздетые персонажи — это иудеи, совершившие омовение и принявшие крещение. Они с любопытством смотрят на Иоанна. Обратите внимание на мальчика и его отца в правой части картины, которые с трепетом и умилением слушают Крестителя и выражают желание принять новую веру. Левее — юноша-раб в голубом платье, подающий одежду своему господину. На его лице — отчаяние и надежда, чувство безнадежности и радости.
Выше изображена группа людей, вероятно, это еврейские священники, настроенные против нового учения. Их лица выражают равнодушие и недовольство. Особенно характерна поза и выражение лица мужчины в белом одеянии, нарисованного в профиль.
Обратите внимание на мужчину тёмно-бордовой накидке. Он был написан с Николая Гоголя, лучшего друга художника.
Фигура Иисуса Христа
Иванов делает акцент не на фигуре Иисуса Христа, пришедшего для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на это явление. У каждого из них это важное событие вызывает самые разные чувства и переживания. Именно поэтому трудно разглядеть лицо Спасителя, оно как бы в дымке. Но мы видим его величие и таинственность, радость и спокойствие. И эта задумка автора также объяснима — в то время само христианство иудеям представлялось возвышенным, почти загадочным и не совсем понятным.
Публика не сразу поняла глубокий смысл картины, поскольку в большинстве произведений искусства она привыкла видеть сюжеты на тему героизма, а в картине Явление Христа народу не было ни эффектов, ни блеска. Живописец представил реальных людей с их подлинными эмоциями. Картина Явление Христа народу опередила свое время и лишь потомки сумели оценить ее величие и гениальность автора.
поделиться: |
поделиться: |