История Рижского вокзала

поделиться: |
В конце 19 века с развитием внешней торговли в России возникла необходимость проложить железную дорогу из Москвы до незамерзающих портов Прибалтики — до Риги и Виндавы. 2 марта 1897 года вышел указ Николая II о начале строительства. Дорогу прокладывали быстро, обходя на пути естественные преграды — Клинские гряды, но строительство затягивалось из-за необходимости выкупа земельных участков, находящихся на трассе железной дороги.
Дорогу планировали открыть в мае 1901 года, но к этой дате было еще много недоделок, да и строящееся в Марьиной роще вокзальное здание, было также не готово. Поэтому первые поезда было решено принимать на станции Подмосковная, где были построены депо веерного типа, водокачка и угольный склад. Временное движение до Волоколамска было открыто 30 июня 1901 года, а 2 июля был совершен молебен и была освящена станция Подмосковная и поезд из 6 классных и 1 багажного вагона с 83 пассажирами отправился до Ржева. Недостатком станции было то, что разместить большое количество прибывающих сюда пассажиров было нельзя, а извозчика можно было нанять только в селе Всехсвятском, до которого багаж и малых детей приходилось нести на руках.
Проект здания станции на Крестовской заставе выполнил Станислав Бржозовский, архитектор железных дорог и автор Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, а руководил строительством молодой художник-архитектор Юлий Дидерихс, которому в то время было 30 лет. Официальное открытие построенного здания прошло 11 сентября 1901 года после торжественного богослужения и распития шампанского. Постройка была удобна во всех отношениях. Рядом с ней были подъездные пути и современные товарный двор и депо, удобные залы для пассажиров и даже имелась собственная электростанция. Здания были украшены цветами и зелеными гирляндами, под музыку марша была перерезана ленточка, раздался свисток и под крики Ура поезд отошел от перрона. А в 18:05 в далекий приморский латвийский городок Виндаву отправился состав с 800 пассажирами.
Здание построено в русском стиле с использованием элементов русского зодчества 17 века. Характерной особенностью постройки является ее параллельное расположение железнодорожным путям в отличие от других московских вокзалов, где пути расположены перпендикулярно зданию.
Первые электрички планировалось пустить в 1943 году, но из-за Великой Отечественной войны реализовать этот план удалось только в 1945 году.
В феврале 1995 года закончилась реконструкция здания и привокзальной площади. Внешний облик здания станции не изменился, а внутри него была восстановлена уникальная лепнина и отреставрированы старинные люстры.
Происхождение названия
- Первоначальное название — Виндавский — по имени железной дороги. Виндава — это город в Латвии, название которого происходит от латышского Вентсплис, что означает город на реке Венте
- С 1930 года назван Балтийским по причине обслуживания Балтийского направления
- С 1942 года — Ржевский — по платформе Ржевская и пожалуй, это название было самым близким для живущих рядом москвичей. Считалось, что стоящий на границе города Ржевский вокзал охраняет его
- С 1946 года — Рижский
поделиться: |
поделиться: |