История Ленинградского вокзала
поделиться: |
В 1842 году Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и им же было решено, что здания вокзалов будут одинаковыми в этих городах. Проектирование было поручено архитектору Константину Тону, автору таких известных сооружений как Большой Кремлевский дворец и Храм Христа Спасителя.
Здание было решено строить на Каланчевском поле, там никому не мешали шум поездов и искры, летящие от паровозов. Построенное двухэтажное здание имело длину 25 саженей и ширину 12 саженей и если учесть, что одна сажень равна 2,48 метра метра, постройка была внушительных размеров для того времени. На первом этаже разместились большой вестибюль и залы для пассажиров и императора, а на втором этаже жили специалисты железной дороги.
Внутренняя отделка здания была великолепной — дубовый паркет и облицованные мрамором печи, а особенно роскошными были императорские покои с дубовыми дверями и зеркальными шкафами. 19 августа 1851 года Николай I в сопровождении придворных и великих князей, супруги и наследника проследовали по железной дороге из Санкт-Петербурга в Москву.
1 ноября 1851 года в состоялось официальное открытие железной дороги и в 11–15 утра первый поезд со 192 пассажирами отправился из Северной столицы. Через 21 час 45 минут в 9 утра он прибыл на Петербургский вокзал в Москве.
К концу 19 века каждые сутки между городами курсировали уже 32 пассажирских и 60 товарных составов. В 1934 году были построены новые билетные кассы и зал для транзитных пассажиров, открылись почта и справочное бюро, а в бывших царских покоях — комната матери и ребенка. В 1950 году проведен капитальный ремонт зданий. В ходе реконструкции в 1970-х годах было достроено левое трехэтажное крыло, в котором разместились медпункт и гостиница, зал для транзитных пассажиров и сервисные службы. В неизменном виде осталась только фасадная часть, выходящая на Комсомольскую площадь. Открылись новые кассовые залы и построен переход из здания к станции метрополитена.
За 150 лет существования железной дороги увеличился пассажиропоток станции и произошли большие изменения в подвижном составе и используемых технологиях. Современные скоростные поезда Сапсан развивают скорость до 250 км/час и связывают столицу с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Планируется строительство скоростной линии до аэропорта Шереметьево.
Происхождение названия
- Первоначально с 1849 до 1855 года название было «Петербургский»
- В 1955 году после смерти Николая I по указу Александра II он стал называться Николаевским, как и железная дорога
- После революции в 1923 году дорога и станция стали Октябрьскими
- После переименования в 1934 году Санкт-Петербурга вокзал стал именоваться Ленинградским, а дорога так и осталась называться Октябрьской
- В настоящее время ведутся разговоры о возвращении исторического названия — Николаевский, в память и в честь заслуг Николая I в развитии железных дорог в России
поделиться: |
поделиться: |