История Белорусского вокзала

поделиться:

Во второй половине 1860-х годов смоленские и московские промышленники были заинтересованы в соединении двух городов и поэтому по их инициативе и на их деньги началось строительство Московско-Смоленской железной дороги. Местом расположения был выбран район у Тверской заставы, близкий к городу и земли которого не давали доходов. Организатором и ответственным за строительство был владелец кирпичных заводов, статский советник Немчинов. По его имени позже была названа платформа в Подмосковье Немчиновка. Дорогу строили с двух сторон и в сентябре 1870 года состоялось ее торжественное открытие. Здание было двухэтажное из красного кирпича с белой отделкой. Это был шестой построенный вокзал в Москве и второй по величине после Николаевского. В 1871 году железную дорогу продлили до Бреста, назвали Московско-Брестской и она стала самой протяженной в России. Это была однопутная дорога длиной 1100 км и такой она оставалась до начала 1890-х годов. Тогда был построен второй путь, а платформа оставалась одна.

В 1896 году в связи с коронацией Николая II по проекту архитектора Льва Кекушева для встречи царской семьи был построен императорский павильон. Расположенный справа от здания он был сооружен в виде деревянного терема в псевдо-русском стиле. Крыльцо венчал герб России с двуглавым орлом, а рядом стоял флагшток, на котором во время прибытия государя был поднят императорский штандарт. В центре павильона расположилась центральная приемная, а по бокам — крытые стеклянные галереи. Роскошная французская мебель и золотой орнамент украшали павильон внутри, а при выходе на привокзальную площадь был расстелен бархатный ковер.

Старое здание не справлялось с возросшим пассажиропотоком и было решено построить новое, автором проекта которого стал архитектор Иван Струков. В 1908 году павильон разобрали и к весне 1910 были готовы 4 платформы и правое крыло постройки. Через 2 года было возведено левое крыло и 26 февраля 1912 года состоялась торжественная церемония открытия вокзала. По площади он был в 3 раза больше старого. И хотя на его возведение был потрачен почти 1 миллион рублей, по общему мнению деньги были потрачены не зря. Построенное здание, выполненное в стиле неоклассицизма с использованием элементов ложной готики и ампира, вызывало восхищение, а новое кассовое оборудование позволяло печатать проездные билеты. Построенное из бетона и железа сооружение было безопасным в пожарном отношении.

В Первую мировую войну отсюда уходили эшелоны на фронт и сюда привозили раненых. Здесь проходили проводы бойцов на защиту Родины во время Великой Отечественной войны, а в 1945 году сюда прибыл самый ожидаемый поезд Берлин — Москва с солдатами — победителями.

Сейчас на Белорусском вокзале 6 платформ и 2 здания для пассажиров, подземный тоннель соединяет площадь, пригородные платформы и Ленинградский проспект.

Здание строилось как торжественные ворота на запад. Его крылья обнимают площадь Тверской заставы. Облик здания сохранил приметы прошедших лет — на фасаде символ Министерства путей сообщений царских времен — якорь и молоток, внутри — герб Белоруссии, а опоры навеса имеют возраст более 100 лет.

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.