Южный речной вокзал в Москве
поделиться: |
Южный речной вокзал расположен на берегу Нагатинской поймы в Южном административном округе Москвы, в немноголюдном районе, вдали от центральных московских улиц. И не секрет, что многие москвичи никогда здесь не были, а некоторые очень смутно представляют, где он находится.
Южный речной вокзал входит в состав ОАО МРП — «Московское Речное пароходство», одной из функций которого является организация пассажирских перевозок и круизов. Южный речной вокзал находится на левом берегу Нагатинской поймы, там, где спрямляется русло Москвы-реки.
Направления рейсов теплоходов
От Южного речного вокзала начинаются маршруты по Москве-реке и Оке. Это «круизы выходного дня» до Константиново и Коломны; более продолжительные круизы до Рязани, Нижнего Новогорода, Уфы («маршрут пяти рек»), Перми и многих других городов. Причаливают сюда и «водные трамвайчики», совершающие прогулочные рейсы по Москве продолжительностью 1–2 часа.
Вместе с тем, в настоящее время из-за обмеления реки Оки круизные теплоходы не часто отходят от причала и вокзальное здание практически не используется по своему прямому назначению.
Адрес
Москва, проспект Андропова, 11, корпус 2
Как добраться до Южного речного вокзала
- Доехать до станции метро Коломенская, затем по переходу свернуть направо и дойти до остановки, где пересесть на любой общественный транспорт
- От метро Коломенская курсируют бесплатные автобусы с табличкой «До Коломенской ярмарки», конечная остановка которых у вокзального здания порта.
В советские времена планировалось, что Южный речной вокзал будет обслуживать 50% всех пассажиров столичного водного транспорта и тогда на причалах даже были указатели не только на русском, но и на английском языке. Сейчас же отсюда отходит лишь 1% всех судов, отправляющихся по воде из столицы.
История
История Речного вокзала началась в 1932 году, когда была выполнена реконструкция Москворецкой водной системы шлюзов и открылось прямое пароходное сообщение из столицы до города Горького без пересадки в Рязани.
Первое вокзальное здание было деревянным, его построили на Ново-Даниловской набережной вдоль Варшавского шоссе по проекту архитектора Романа Яковлевича Хигера. В то время это был Московский речной вокзал, располагавшийся недалеко от Даниловского моста, ближе к центру столицы. Теплоходы отправлялись на Горький, Уфу и в пригородные районы столицы.
Автозаводского моста тогда ещё не было, а рядом находилась платформа Московской железной дороги под названием Речной вокзал, сейчас это остановка «ЗИЛ».
Летом 1941 года порт использовался для погрузки оборудования и различных грузов эвакуируемых заводов, фабрик и учреждений города.
Старый Южный речной вокзал — описание
Вокзальное здание было выполнено, в основном, из дерева, но по причине пожарной безопасности некоторые части сооружения построили из кирпича. Так, кирпичным был пригородный павильон и центральная часть главного здания, в котором на первом этаже размещался вестибюль и на втором этаже — кухня и ресторан. Благодаря огнестойкости центральной части три деревянных помещения были изолированы друг от друга, что обеспечивало сравнительно безопасные условия при возникновения пожара в какой-либо деревянной части.
Идея архитектора состояла в создании контраста одноэтажной легкой части с мощным двухэтажным зданием в виде восьмигранника с куполом, в котором находились зал ожидания и ресторан. А завершал все сооружение шпиль с шаром, в нем, по замыслу автора, должен был находиться сильный источник света.
Построенное на правом берегу по проекту Хигера здание простояло 50 лет, а в 1972 году, когда шло углубление Новинского рукава, старую деревянную постройку разобрали, оставив только деревянную пристань, позже переименованную в «ЗИЛ».
Ниже по течению на Нагатинской набережной временно был установлен деревянный дебаркадер, прослуживший до 1985 года, сейчас это пристань «Кленовый бульвар».
В 1985 году на противоположном левом берегу был сооружен новый Южный речной вокзал, от которого в первый рейс до Астрахани отправился туристический теплоход Павел Юдин.
Современный Южный речной вокзал — описание
Строение выполнено из железобетона и стекла, это двухэтажное здание архитектуры советских времен, вытянувшееся вдоль берега.
Здесь нет и не было дельфинов и белых мишек, как на Северном речном вокзале, но еще в 2012 году левый фронтон украшали пять скульптур богинь, символизирующих пять морей — Каспийское, Черное и Азовское, Белое и Балтийское, с которыми столица была соединена после строительства канала Москва — Волга.
В верхней части фасада установлена композиция — огромный компас, который, правда, ничего не показывает, а на крыше здания возведена башня с высоким шпилем, изображающая кораблик с мачтой.
К сожалению, после последней реставрации скульптуры богинь пяти морей исчезли с фронтона и сейчас о первоначальном назначении здания напоминает лишь компас и башня в виде мачты.
В свое время была разработана писательско-поэтическая серия из пяти судов проекта Q-065, три из которых предполагалось использовать на Оке и Москве-реке и отправлять в рейс именно от Южного порта.
С некоторых пор название Южный речной вокзал исчезло с башни здания и в нем благополучно разместился Детский Торговый центр, а самим вокзальным помещением пассажиры и туристы теперь не пользуется — оно интересно лишь посетителям Детского Торгового центра.
поделиться: |
поделиться: |
рейтинг: 4.67 голосов: 6
Фотографии
Часы на здании Южного речного вокзала
Теплоход «Ривьера» и жилые дома района Нагатинский затон
Часы на здании вокзала вечером
Южный речной вокзал в ночной подсветке