Ярославский вокзал в Москве





Ярославский вокзал в Москве – один из самых многолюдных и многоликих в столице. Отсюда отправляются поезда по самым протяженным маршрутам – к Тихому океану и Белому морю, к Волжским берегам в Кострому и Ярославль, в Китай и Монголию. Ярославский вокзал - крупнейший по объему перевозок в Москве, ежедневно обслуживающий более 300 пар поездов и большое количество электричек.

 

Из истории Ярославского вокзала

Идея строительства железной дороги возникла в середине 19 века, когда было подсчитано, что по дороге в сторону Ярославля на различном транспорте – от карет до телег в год проезжает более 150 тысяч человек и провозится около 4 млн. пудов различных грузов. А несколько раз в году тысячи паломников направляются в Сергиев Посад в Троице-Сергиеву Лавру. Инициатором строительства железной дороги в сторону Ярославля был профессор математики МГУ Федор Васильевич Чижов, внесший значительный вклад в развитие промышленности и торговли России. Федор Чижов сумел привлечь к строительству молодых купцов, в том числе состоятельного и энергичного предпринимателя Ивана Мамонтова, отца известного в будущем мецената Саввы Мамонтова.

24 июля 1958 года император Александр II разрешил провести изыскания по строительству дороги, для чего в мае 1959 года было утверждено Общество Московско-Ярославской железной дороги. Своей первостепенной целью учредители считали общественную пользу строящегося пути, а не получение прибыли.

Проектирование вокзала было поручено петербургскому архитектору Роману Ивановичу Кузьмину, взявшему в помощники мастера архитектуры Смаранга Логиновича Шустова. Место для строительства было определено по одной линии с Николаевским, ныне Ленинградским вокзалом. В 1862 году было построено строгое и изящное двухэтажное белое здание.

Строительство дороги велось 3 года и к лету 1862 года работы были завершены. 22 июля состоялся пробный выезд паровоза с платформой, на которой в палатке расположились инженеры и члены приемочной комиссии во главе с директором-учредителем Общества полковником М. Богомольцем.  18 августа 1862 года станция и дорога были освящены и ежедневное движение поездов было открыто. Это была первая русская – без участия иностранного капитала железная дорога. До 1870 года поезда следовали только до Сергиева Посада с остановками на станциях Мытищи и Пушкинская, Талицкая и Хотьков. Длина пути составляла 65 верст или 69 км.

Приобретенные в Германии пассажирские вагоны  были холодными и вместо тамбуров у них была открытая площадка. Первое время поезда следовали без расписания, время стоянок было неизвестно и кондукторы не открывали дверь, чтобы выпустить пассажиров на платформу размяться и подышать воздухом. По этой причине руководство движением было завалено жалобами от недовольных пассажиров.

До конца 19 века Ярославский вокзал почти не изменялся, а проведенная в 1900 году пристройка и надстройка здания, практически не решили проблемы нехватки площадей при возросшем пассажиропотоке. Поэтому решили построить новое здание, проект которого был выполнен Федором Шехтелем и был одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николаем II. Строительство началось весной 1902 года и было завершено к 1907 году. По площади новое  здание станции было втрое больше старого и выполненное  в неорусском стиле было необычным как снаружи, так и внутри. Федор Шехтель сумел воспользоваться принципом древнерусского зодчества и объединил в одно целое несколько различных по форме и размеру построек. Над входом в нише фронтона изображены гербы городов Ярославля – медведь с секирой, Архангельска – поражающий дьявола Михаил Архангел и Москвы – Георгий Победоносец. Светлый фасад и приглушенные тона керамического панно с изображением растительного орнамента напоминают нам о холодном севере.

В результате реконструкции 1995 года на первом этаже здания разместился кассовый зал и был открыт дополнительный Зал ожидания. Смонтированы автоматическая система пожаротушения и электронная информационная система.

Первый электропоезд отправился в Мытищи в 1929 году, а скоростной поезд Спутник - в 2004 году.

 

Ярославский вокзал - название

  • Со времени открытия дороги в 1862 году вокзал и железная дорога назывались Троицкими, поскольку связывали столицу и Сергиев Посад, где расположена Свято-Троицкая Сергиева Лавра 
  • В 1870 году, когда дорогу продлили до Ярославля, вокзал получил имя Ярославского 
  • С 1 января 1907 года Московско-Ярославско-Архангельская и Петербурго-Вологдо-Вятская железные дороги стали Северными железными дорогами (не путать с Северной железной дорогой – филиалом ОАО РЖД) и Ярославский вокзал стал Северным 
  • В 1936 года Ярославский вокзал получил свое прежнее имя

 

Интересные факты о Ярославском вокзале

  • Московский митрополит Филарет, освятивший вокзал  перед открытием железной дороги в августе 1862 года, считал, что в религиозном отношении эта дорога вредна, поскольку "богомольцы будут приезжать в лавру в вагонах, в которых наслушаются всяких рассказов и часто дурных, тогда как теперь они ходят пешком и каждый их шаг есть подвиг, угодный Богу".
  • 31 августа 1897 года в газете Московские новости сообщалось о крушении состава из 13 вагонов, прибывшего на станцию из Сергиева Посада. Автотормоза вагонов по неизвестной причине отказали и машинист поезда дал свистки тревоги. Хотя в конце пути в ход были пущены ручные тормоза, поезд все-таки ударился в стоявший в конце пути порожний багажный вагон.  Под напором поезда он взгромоздился и врезался в здание Правления дороги. К счастью пострадавших в этой аварии было мало, поскольку в разрушенном помещении людей не оказалось.
  • Ярославский вокзал называют транссибирскими воротами, от него до Владивостока протянулась Транссибирская железнодорожная магистраль длиной 9302 км
  • От Ярославского вокзала лежит путь не только в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, но и в Абрамцево и Звездный городок
  • Согласно планам реконструкции для удобства пассажиров планируется расширить территорию вокзала до пригородных касс и турникетов. Появятся новые пригородные кассы, аптечный салон и ресторан, а на привокзальной площади – супермаркет и кинотеатр.

Ярославский вокзал в Москве по своим функциям – крупное современное общественное заведение, облик которого - нарядный сказочный терем напоминает нам о природной красоте, богатстве лесов и рек севера.





Рядом расположены достопримечательности

150м

Ленинградский вокзал

[показать на карте]

400м

Казанский вокзал

[показать на карте]

1770м

Чистые Пруды

[показать на карте]

1890м

Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня)

[показать на карте]

1950м

Дом-пагода в Москве

[показать на карте]


Рядом расположены гостиницы

440м

Гостиница Hilton Ленинградская

[показать на карте]

1060м

Гостиница Волга

[показать на карте]

1920м

Гостиница Holiday Inn Сокольники

[показать на карте]

расстояния рассчитаны по меткам на карте, действительные расстояния могут отличаться

Разделы сайта

Гостиницы Москвы

Гостиницы эконом класса

Гостиницы 3 звезды

Гостиницы 4 звезды

Гостиницы 5 звезд

Все гостиницы Москвы >>

Практическая информация

Схема метро Москвы

Карта Москвы

Куда сходить в Москве

Сводная таблица: музеи и развлечения

Кафе и рестораны

Прогулки на теплоходе по Москве-реке

Красная площадь

Красная площадь

Спасская башня

Собор Василия Блаженного

Мавзолей Ленина

Все статьи >>

Московский Кремль

Московский кремль

Оружейная палата

Алмазный фонд

Колокольня Ивана Великого

Все статьи >>

Прогулки по Москве

Смотровые площадки

Большой театр

Старый и Новый Арбат

Поклонная гора

Останкинская башня

Все прогулки по Москве >>

Музеи

Третьяковская галерея

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Исторический музей

ЦДХ (Центральный Дом Художника)

Все музеи >>

Усадьбы Москвы

Усадьба Кусково

Усадьба Царицыно

Усадьба Коломенское

Усадьба Марфино

Все усадьбы Москвы >>

Храмы и монастыри

Храм Христа Спасителя

Новодевичий монастырь

Донской монастырь

Даниловский монастырь

Все храмы и монастыри Москвы >>

Ж/д вокзалы Москвы

Казанский вокзал

Ленинградский вокзал

Ярославский вокзал

Курский вокзал

Белорусский вокзал

Все вокзалы Москвы >>

Аэропорты Москвы

Домодедово

Шереметьево

Внуково

Аэроэкпрессы

Выставочные центры

Экспоцентр

Крокус Экспо

ВДНХ

Все выставочные центры >>

Необычные достопримечательности

Измайловский кремль

Бункер Сталина

Памятник Леонову

Вантовый мост с летающей тарелкой

Все необычные достопримечательности >>


наверх

наверх