Ростовский кремль

Ростовский кремль

поделиться:

Ростовский кремль строился 20 лет, с 1670 по 1690 год. Так быстро не был построен даже царский кремль. Вся территория разделена на две части — принадлежащая музею и принадлежащая древнему Успенскому собору.

С одной стороны, Ростовский кремль — это крепость, и действительно есть крепостные стены, а снаружи устроены бойницы. Но, с другой стороны, он только смотрится как крепость. На самом деле, крепостные стены в Ростове Великом — это бутафория. Этот архитектурный ансамбль создавался как очень закрытая территория, это был парадный митрополичий двор, где жили ростовские митрополиты. Жители города сюда не только не приглашались, они на эту территорию даже не допускались. В Ростове Великом можно было прожить всю жизнь и эту красоту так никогда и не увидеть.


Архитектурный ансамбль

Ростов Великий

Ростов Великий

Архитектурный ансамбль Ростовского кремля очень необычен. Кто имел деньги, чтобы построить такой комплекс строений? Москву застраивали цари, Санкт-Петербург — император, а города Золотого кольца застраивала церковь. Она возводила либо монастыри, либо резиденции митрополитов. Но церковь всё строила по канонам. Поэтому, путешествуя по Золотому кольцу, мы видим очень похожие постройки, а Ростов Великий — исключение.

В конце XVII века митрополит Иона Сысоевич закладывает свою резиденцию и объявляет, что на ростовской земле он строит небесный град Иерусалим.

У Иисуса Христа было 12 учеников, а самый любимый из них — Иоанн Богослов. Ему приходили видения-откровения, и по одному из них Небесный Иерусалим — это Небесный город, посланный от Бога в конце истории. Это было очень давно, и текст, который он оставил, очень витиеватый, сказочный. Но тем не менее, по нему можно представить, как выглядит небесный рай на земле. В одном предложении коротко его можно описать так. Это белокаменный резной городок, небесный, парящий над грешной землей, обнесенный крепостными стенами с 12-ю верхами, пятью церквями, под которыми течет река жизни в окружении райских деревьев — яблонь, которые дают урожай 12 раз в году.

Почему же Ростовский кремль можно считать райским городом? Сравним его с описанием рая.


Белокаменный резной городок

2000 лет люди строили из белого камня, но в конце XVII века итальянцы привезли сюда новый строительный материал — кирпич, из которого и начали возводить постройки. Первое строение из красного кирпича — это Московский Кремль. В то время, если использовался кирпич, то это считалось «дорого и богато». И в Ростове кремль тоже стали строить из красного кирпича. Но после того, как постройки здесь были возведены, брали кисти, известь и стали их белить только потому, что в описании рая было сказано «белокаменный резной город».

В декоре Ростовского кремля много деталей, очень похожих на вырезанные из белого камня. Но на самом деле все они сложены из самого обычного кирпича, а выполнить такую резьбу было достаточно сложно.


Город, обнесенный крепостными стенами

Мы действительно видим крепостную стену, но является ли она на самом деле защитой? В XVII веке на вооружении уже были пушки, а чтобы выдержать удар пушечного ядра, стена должна быть в три метра или толще. Наверху толщина стены Ростовского кремля составляет один метр, а внизу устроены красивые арки, что делает стену еще тоньше. Поэтому одного удара хватило бы, чтобы стена рассыпалась как карточный домик. Для чего же нужны были стены?

Крепостная стена с колокольней

Крепостная стена с колокольней

Во-первых, потому, что они есть в описании (обнесенный крепостными стенами), а во-вторых, и это их самое главное назначение: в писании говорится «райский город», «небесный город», поэтому ростовские митрополиты не передвигались по грешной земле, они должны были передвигаться над грешной землей. Эти крепостные стены в Ростове называются переходами. Именно по ним, а протяженность их составляет почти два километра, московские митрополиты попадали в любую свою постройку.


Что означает двенадцать верхов?

Двенадцать верхов — это двенадцать башен. Башни Ростовского кремля необычайно красивы, и все их можно рассмотреть снаружи. Они покрыты уникальной деревянной черепицей — лемехом. Каждая плашка выпиливалась вручную.

Григорьевская башня

Григорьевская башня

Есть пять церквей: Иоанна Богослова, Спаса на Сенях, Воскресения, Одигитрии, Григория Богослова.

Под городом должна течь река жизни

Символом реки жизни стал пруд. В то время он был в три раза больше, чем сегодня. За 400 лет пруд сильно обмелел. Первые 200 лет к нему прилетали лебеди. Сейчас, видимо, климат изменился и сюда прилетают утки.

Пруд и Митрополичий двор

Пруд и Митрополичий двор

В окружении райских деревьев — яблонь, которые дают урожай 12 раз в году

В XVII–XVIII веках территория была засажена яблонями, но они не давали урожай 12 раз в году. И это было единственное, что оказалось невыполнимым.

В XVII–XVIII веке писали: «Побывали в Ростове Великом» — в райском городе. И действительно митрополит и его гости спускались на райскую землю, в райский сад, когда они этого хотели.


Строения

Вся территория Ростовского кремля состоит из трёх частей:

  • В центре находится Архиерейский двор с его церквями, жилыми корпусами и хозяйственными постройками
  • К северу к нему примыкает Соборная площадь, на которой расположен Успенский собор
  • С юга от Архиерейского двора разбит митрополичий сад.

Схема Ростовского кремля

Схема Ростовского кремля

Схема Ростовского кремля

Архиерейский двор

В Архиерейский двор Ростовского кремля посетители входят через западные ворота (где расположена касса). Над входом возвышается надвратная церковь Иоанна Богослова, или Иоанновская церковь. Две башни обрамляют ворота храма.

Церковь Иоанна Богослова и парные башни крепостных стен — вход в музей

Церковь Иоанна Богослова и парные башни крепостных стен — вход в музей

В центре Архиерейского двора расположен Самуилов корпус. Это одна из самых больших построек в этой части Ростовского кремля. Она возведена в XVI–XVII веке, а занимал её митрополит, поэтому Самуилов корпус называют митрополичьими хоромами. На первом этаже находилась казна, на втором и третьем этажах располагались покои всего одного человека — митрополита. Только для него и была возведена эта огромная резиденция. Из своей резиденции митрополит по открытой галерее мог пройти в свою личную златоглавую церковь Спаса на сенях.

Красная палата

Пруд в Ростовском кремле

Пруд в Ростовском кремле

Сохранился и второй дворец, ставший визитной карточкой Ростова Великого после выхода комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Это хоромы для пришествия великих государей, или Красная палата. Это здание примыкает к надвратной церкви Иоанна Богослова. Обычно оно пустовало и единственный, кто мог тут остановиться, был государь, прибывший сюда на богомолье. Над красивым крылечком находятся две шатровые башни, а над ними флюгеры. На них изображены олень — это герб Ростова Великого (внизу) и барс со скипетром (выше), который и означает, что в этом доме могли жить только государи.

Вход в Красные палаты

Вход в Красные палаты


Дом на погребах

В здании терракотового цвета (восточная часть двора) жили 20-25 монахов, которые занимались при митрополите административной работой. Сейчас там находится гостиница «Дом на погребах».


Церковь Воскресения

Первая постройка Ростовского кремля — церковь Воскресения. Обычно в церковь мы входим, переступив 2-3 ступени, а посмотрев на этот храм, мы понимаем, что в него с земли попасть нельзя. Надо сначала подняться над грешной землей, а только потом мы окажемся в храме.

Церковь Воскресения

Церковь Воскресения

Ростовские храмы очень необычно расположены, как правило, они занимают третьи этажи построек. На первом уровне устроены ворота или вход, на втором уровне — красивые полукруглые окошечки-арки, это галерея, и только третьим этажом в Ростовском кремле устроены храмы.

Церковь Воскресения расположена над Святыми воротами, и, пройдя через эти северные ворота, можно выйти на Соборную площадь.

Рядом с церковью Воскресения находится церковь Одигитрии, построенная в стиле московского барокко. Она словно яркая золотая шкатулка вписана в ансамбль Ростовского кремля.

Церковь Одигитрии

Церковь Одигитрии

Все пять церквей расположены высоко над землей. Это была парадная часть митрополичьего двора. Но есть ещё и хозяйственная часть. 

Хозяйственный двор не был виден из переходов, по которым гулял митрополит. Он хотел созерцать красоту, а хозяйственный двор такой красотой не обладал. Поэтому переходы были размещены за зданиями так, чтобы митрополит, гуляя по ним, видел только парадную часть Ростовского кремля, а также прекрасные пейзажи: озеро Неро с древним Авраамиевым и Спасо-Яковлевским монастырем или древний Рождественский монастырь. А между монастырем с стеной своей резиденции был разбит парк.


Постройки хозяйственного двора

Хозяйственные помещения находились в восточной части Ростовского кремля. При Ионе была построена южная часть непримечательного, но большого здания, в котором находились ледники. Это здание с четырьмя фонариками, под которыми устроены четыре дверцы. В Крещение лёд, который вырубали на озере Неро, привозили в ледник, клали на пол, закрывали соломой и рогожами, а сверху загружали рыбу и мясо.

Хозяйственный корпус

Хозяйственный корпус

Наверху здания располагались сушила, где хранили травы с аптекарского огорода и крупы, в том числе экзотический в то время рис, который получали из Азии.

Под личной церковью митрополита находилась запасы муки, а в соседней постройке хранили пришедшие с востока за сумасшедшие деньги специи, орехи, цукаты. Здесь же работал целый штат поваров, которых сегодня мы назвали бы кондитерами. Рядом находится большая знаменитая ростовская пивоварня. Но самое большое богатство находилось в знаменитых ростовских погребах. Там хранилось вино, которое митрополиты выписывали из Франции и Италии.

На всей этой красивой территории площадью в два гектара жили 25 – 30 человек. Ростовский митрополит входил в тройку самых богатых митрополитов России. По богатству он уступал только патриарху. Но когда Пётр Первый отменил (на 200 лет) патриаршество, митрополит стал одним из самых богатых людей в государстве. Поэтому у него была возможность возводить из красного кирпича такие постройки. Откуда у него были деньги?

Прежде всего от больших наделов земли, на которых работало 16 тысяч крепостных. Часть денег поступала от паломников, приезжающих к мощам Леонтия Ростовского. Они оставляли вклады, которые шли в первую очередь митрополиту, а не Успенскому собору, как многие думают. Но главный поток средств шёл от знаменитого ростовского промысла. Здесь впервые стали писать финифтевые иконы, некоторые из них в XVIII веке приравнивались к бриллиантам. А писались они в Ростове Великом десятками тысяч. Поэтому у митрополита и была такая большая казна. В XIX веке финифтевые иконы стали дешевле.


Успенский собор

Успенский собор

Успенский собор

Ростов это — самое намоленное место в нашем государстве. Первый город, который крестил князь Владимир в 988 году, был Киев. А вторым городом стал Ростов Великий. Но поскольку Киев сейчас — это другое государство, значит первым в России был крещен Великий Ростов. Когда города крестили, в центре возводили соборы. В Ростове Великом первый храм был построен через три года после крещения Руси в 991 году. Это была маленькая деревянная церковь, которая стояла на месте каменного Успенского собора. Собор, который сейчас мы видим, уже четвертый по счету. Полное его название — собор во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Глядя на храм, мы видим древнерусскую архитектуру, и таких соборов в городах Золотого кольца встречается немало. Дело в том, что все Успенские соборы брали за образец Московский Успенский собор. Поэтому все они выглядят как братья-близнецы.

Успенский собор

Успенский собор

В архитектуре Успенского собора в Ростове Великом воплощено идеальное золотое сечение — 30 метров в длину, двадцать — в ширину и высота с крестом — 60 метров. Но самое главное и самое ценное в Ростовском кремле находится внутри него. В Успенском соборе справа от алтаря расположен пещерный, или предельный храм во имя святителя Леонтия Ростовского.


Иконостас Успенского собора

Иконостас Успенского собора

Иконостас Успенского собора

По состоянию на лето 2022 года в иконостасе ряд икон отсутствует, они находятся на реставрации, а часть из них отреставрирована. Иконы XVIII века неплохо сохранились.

Что утрачено? Справа от Царских врат находились самые древние иконы. Оклады этих икон были сделаны из серебра и золота, а при советской власти такие иконы отправляли в Москву, в Оружейную палату. Затем их продавали в страны Европы как произведения искусства или переплавляли на металл. Из всех древних икон в Ростов вернулась только одна, она находится в музее. Это огромная икона с очень красивым окладом — Владимирская Божья матерь. Все остальные иконы, к сожалению, утрачены.


Звонница и колокола

Звонница

Звонница

Уникальная постройка на Соборной площади — это звонница. С древности в России сохранилось пять колоколов-гигантов. Но Царь-колокол никогда не звонил. Остается четыре рабочих колокола — два в Москве и два в Ростове. Самый большой ростовский колокол весит 32 тонны, это столько же, сколько весит танк Т-34. Язык его — 1,5 тонны, это вес легкового автомобиля. Чтобы такой колокол зазвонил, надо двигать массу, равную массе автомобиля. И оно того стоит — когда звучит ростовский колокол, его звон слышен на 18–20 км.

В Москве когда-то колокола тоже звучали, как в Ростове. Но как только Сталин застроил Москву высотками, все колокольные звоны ограничиваются Садовым кольцом, а на окраинах Москвы их не слышно. Здесь же акустический эффект усиливается благодаря огромному озеру Неро. Именно в Ростове Великом записывается большая часть колокольных звонов.

В Воронеже и Ярославской области есть мощные колокольные заводы. Но говорят, что чем старее колокол, тем тяжелее его звук. И при этом у него появляется вибрация, потому что внутри у старого колокола от ударов появляются трещинки, которые делают его звук необычным. Звук старых и современных колоколов разный. Как говорят приезжающие в Ростов музыканты, новые колокола звучат как ведро — задорно и весело, но длинного звука нет.

Второй колокол-гигант в Ростове Великом весит 16 тонн. Точно неизвестно, где отливали эти колокола. Как поднимали их? Маленькие колокола — с помощью системы лебедок и противовесов. Неизвестно, как подняли большой колокол. Ясно только, что сначала он был поднят на огромной П-образной арке, а только потом возводили стены звонницы.

При внимательном рассмотрении можно увидеть, что Большой колокол держит деревянная балка. Многие туристы удивляются, как выдерживает дерево такую тяжесть. Дело в том, что на Руси есть такое дерево, которое от всех атмосферных осадков становится только прочнее и прочнее. Это красноярская северная лиственница. А через 200 лет это дерево становится ещё прочнее.

В 1987 году балкам в Ростове Великом исполнилось 400 лет. Поэтому было решено сменить старую балку на новую. После замены решили исследовать старую балку. Весь инструмент по работе с деревом был испорчен, тогда привезли инструмент для работы с гранитом. Сделали спил и очень расстроились — балку трогать не надо было, она только стала прочнее, хотя внешне потеряла декор и смотрелась старой, морщинистой.

Малые колокола в Успенском соборе призывают на службу и звонят по окончании службы, а большие колокола звонят в дни 12-и больших праздников.


Керамическая мастерская

В керамической мастерской производится чернолощеная керамика, которая была известна здесь ещё в XIX веке. Что покупали в то время на ярмарках? Взрослые привозили домой посуду, а детям дарили ростовские свирели. Это были действительно народные промыслы в отличие от финифти, которая многим была недоступна из-за высокой стоимости.

Чернолощеная керамика

Чернолощеная керамика

В небольшом магазине-мастерской «Чернолощёная керамика» на глазах туристов мастера изготавливают сувениры: фигурки животных и птиц, кувшины, вазочки и другую посуду.


Процесс производства чернолощёной керамики

Местная глина разводится до состояния жидкой сметаны и отливается в формы. Здесь нет гончарного круга, это шликерное литье. Затем изделие вынимается из форм, ставится на полку, чтобы оно естественным образом высохло.

Следующий этап — глину надо заластить, то есть сделать её ровной, гладкой и блестящей. Для этого наносят немного растительного масла и сглаживают фигуру. Затем её помещают в печь, где изделие находится более восьми часов при температуре более 800 градусов без доступа кислорода, то есть активного пламени нет, а есть тлеющее, коптящее пламя, поэтому на выходе получается чёрное изделие.


Райский уголок — митрополичий сад

Митрополичий сад

Митрополичий сад

Митрополичьи сады засаживались по канонам, то есть по правилам. В центре сада росли деревья. В ростовском митрополичьем саду 80 яблонь. Груш должно быть половина от яблонь, то есть 40, слив должно быть половина от груш, то есть 20, а вишен — половина от слив — 10. В итоге в митрополичьем саду ровно 150 деревьев. За круглой башней росли кустарники, это крыжовник, смородина и малина. И там же находился дровяной склад.

В настоящее время, когда яблоки созревают, в саду накрывают столы и туристов угощают ими. Но это упавшие яблоки, а те, что снимают с деревьев, отправляют в детские дома.

Аптекарский огород

Аптекарский огород

В аптекарском огороде выращивали также и лекарственные травы. И те из них, которые росли в XVII–XVIII веках, выращиваются и сейчас. Здесь же был навес, под которым и сушили травы. В пруду, расположенном в саду, разводили зеркальных карпов, они и сейчас там живут.

Пруд, Митрополичий сад

Пруд, Митрополичий сад

На территории митрополичьего сада находится ныне недействующая церковь Григория Богослова XVII века. 

Церковь Григория Богослова

Церковь Григория Богослова


В 2022 году исполнилось 50 лет, как вышла комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В 2021 году снимали её продолжение, а премьера состоится в октябре 2022 года.

Кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» сняты на этом месте

Кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» сняты на этом месте

Гайдай хотел снимать картину в Москве, но ему не разрешили, поэтому он выбрал Ростовский кремль, атмосфера которого пришлась по душе режиссеру, а позже и зрителям.


Смотрите также

Фотографии

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.