Музей-усадьба Кусково
поделиться: |
Усадьба Кусково впервые упоминается в документах 16-го века. До революции 17 года имение было собственностью Шереметевых. Большинство строений возведены при Петре Борисовиче, который был сыном полководца Бориса Петровича Шереметева, сразившего шведов в Полтавской битве.
Содержание
Часы работы усадьбы Кусково в 2024 году
- Парк открыт с 10:00 до 18:00
- Выходные дни — понедельник и вторник. Последняя среда каждого месяца — санитарный день
- Дворец и Грот открыты для посетителей с 10:00 до 16:00
- Режим работы парковых павильонов с 10:00 до 18:00
Французский парк
Цена билетов в усадьбу Кусково в 2024 году
- Взрослый билет:
- Вход в парк — 50 рублей
- Дворец — 250 рублей
- Грот — 150 рублей
- Выставка «Портретная галерея усадьбы Кусково» в Большой Каменной оранжерее — 150 рублей
- Выставки «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики» и «Художественное стекло завода Неман» в Большой Каменной оранжерее — 150 рублей
- Эрмитаж — 100 рублей
- Итальянский и Голландский домики — 100 рублей
- Билет для школьников и пенсионеров:
- Вход в парк — 50 рублей
- Дворец — 100 рублей
- Грот — 100 рублей
- Выставка «Портретная галерея усадьбы Кусково» в Большой Каменной оранжерее — 100 рублей
- Выставки «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики» и «Художественное стекло завода Неман» в Большой Каменной оранжерее — 100 рублей
- Эрмитаж — 50 рублей
- Итальянский и Голландский домики — 50 рублей
- Для детей до 6 лет и студентов дневных отделений бесплатно
- Покупать билет в парк не нужно при наличии билета во дворец или один из павильонов
Пандус — дорожка для карет перед дворцом
Адрес
Москва, 111402, ул. Юности, д. 2
Как добраться до Усадьбы Кусково
От станции метро «Рязанский проспект» (первый вагон из центра) выйти направо. Затем ехать до остановки «Музей Кусково» на автобусе №208 или 133 (6 остановок).
Также можно прогуляться пешком. Ближайшая станция метро — «Новогиреево», около получаса (смотрите схему).
История
В усадьбе проходили встречи элиты того времени, в приеме иногда участвовали до 30 тысяч человек. Для развлечения публики в регулярном парке были возведены оранжереи, павильоны в итальянском, голландском и швейцарском стиле, птичники и охотничий домик.
Резиденция была передана государству с приходом советской власти. Последним хозяином усадьбы стал московский губернский предводитель дворянства Сергей Дмитриевич Шереметев.
Большой пруд
Три части составляют усадьбу Кусково: главный архитектурный ансамбль с парком в французском стиле, Запрудная часть со зверинцем к юго-западу от центральной части (в настоящее время — лесопарк), и парк Гай в английском стиле с лабиринтом к северо-востоку от французского парка.
Большой дворец
Большой дворец
Центр имения — возведенный в 1769–1775 годах Карлом Бланком Большой дворец. Не многие даже после посещения достопримечательности знают, что здание построено из дерева. Причина в том, что традиционный русский материал оштукатурен и покрашен в розовый цвет, а фасады отделаны в стиле русского классицизма. Боковые портики фасада украшают барельефы с изображением знамен и военных доспехов. Центральный портик с 6 колоннами завершается вензелем Петра Борисовича Шереметева (буквы P и S).
Шестиколонный портик с вензелем Петра Борисовича Шереметева
Первый этаж дворца предназначался для приема гостей и церемоний. Цокольный этаж отдан под хозяйственные нужны и хранение вина и не был доступен для публики 300 лет назад и сейчас. К центральному портику слева и справа примыкают пологие пандусы, чтобы на карете можно было подъехать непосредственно ко входу. Пандусы завершаются фигурами сфинксов с львиными лапами и женскими головами.
Сфинксы перед Большим дворцом
Грот
Грот
Один из экзотических павильонов Кусково — Грот, построенный в 1756–1761 годах по проекту Федора Аргунова, крепостного архитектора графа Шереметевых. Это единственный памятник в Москве, который сохранил убранство в виде раковин.
Грот, в переводе с итальянского, означает «пещера». Первые такие сооружения появились в Италии в XVI веке, а в России — на два столетия позже. Находится павильон в юго-восточной части регулярного французского парка на берегу Итальянского пруда.
По замыслу автора, внешний вид Грота олицетворял смешение двух стихий — камня и воды. На куполе расположен большой купольный фонтан. Его струи как бы стекают по самому куполу. Крыльцу также архитектор придал форму волн, ажурные решетки похожи на водоросли, а над входом мы видим красивую раковину. Когда-то к пруду вела небольшая красивая лестница.
Внутри же находится самый настоящий подводный мир — мир Нептуна. Оформлением занимались крепостной мастер Зинин и немец Иоганн Фохт. Создание уникального интерьера, в отделке которого было использовано 24 вида раковин, длилось около 14 лет.
Интерьер павильона «Грот»
Павильон Грот состоит из центрального круглого зала и двух кабинетов. Северный кабинет имитирует северные моря, а Южный — более тёплый, с солнышком в нише.
В создании композиций использованы кусочки зеркал и засушенные водоросли, кораллы и стекло, мох и гипсовая лепнина. Если присмотреться, то можно увидеть выполненные из этих элементов морские существа, птиц и животных — обитателей подводного мира, воздушного и подземного царства. Здесь, и птенчик со сложенными крыльями, и дракончик, выползающий из раковины, который борется со змеей.
Интерьер павильона «Грот»
Ползущая ящерица и дракон с открытой пастью.
Интерьер павильона «Грот»
В зале находятся уникальные ракушечные скульптуры XVIII века. Эти экзотические произведения из ракушек и полудрагоценных камней граф Шереметев купил у немецкого купца. Их названия сохранили в соответствии с проведенной в то время описью.
Одна из таких скульптур — «Обезьяна с коробом», украшенная раковинами. Аналогов её в России нет. Часть изваяния сделана из глины, а часть деревянная.
Скульптура «Обезьяна с коробом»
Здесь и скульптура, которая называется «Мужик смотрит на раковины и рассуждает». К сожалению, у скульптуры не сохранились руки, но, судя по документам, в одной из них он держал раковину.
Скульптура «Мужик смотрит на раковины и рассуждает»
Скульптура «Французская баба с ребенком» — женщина держит ребенка, у которого голова тоже не сохранилась.
Скульптура «Французская баба с ребенком»
«Французская баба держит корзину с фруктами».
Скульптура «Французская баба держит корзину с фруктами»
В отличие от деревянного дворца Грот каменный и в нём всё время было прохладно, поэтому в летний жаркий день здесь было приятно провести время. В Гроте побывали венценосные персоны — Екатерина II, а через столетие — Александр III.
В советское время в здании находился буфет и каждый норовил забрать с собой сувенир. Поэтому павильон был в печальном состоянии — ракушки сохранились лишь в тех местах, куда не дотягивалась рука человека.
По скромным подсчетам во время последней реставрации Грота для оформления было использовано более 150 тысяч ракушек разных форм и размеров.
Кухонный флигель
Кухонный флигель
Кухонный флигель в Кусково был предназначен для приготовления пищи, а также всего необходимого для её приема. Флигель состоял из двух кухонь (русской и французской), кондитерского цеха, хлебопекарни и скатерной.
Кухня располагалась отдельно от дворца во избежание пожара. К тому же, кухонные запахи не проникали в столовую.
Здание построено в 1755 году под руководством Федора Аргунова. Для создания единого стиля с другими строениями архитектор предложил оформить северный и южный фасады колоннадой и высокими арочными окнами. Крышу здания ограждает белоснежная балюстрада, украшенная вазонами.
Домовая церковь и колокольня
Домовая церковь и отдельно стоящая колокольня
Рядом с Большим дворцом находятся Домовая церковь и отдельно стоящая колокольня. Церковь — это первое здание, которое построили на территории усадьбы, а колокольня — последнее. Можно сказать, что вся череда светских зданий, которые возникли здесь впоследствии, будто бы замкнулась в этих двух религиозных постройках. Это было важно для семьи Шереметевых, поскольку все праздники, которые проходили здесь, начинались с богослужения, а девизом их рода было изречение «Бог сохраняет всё» (Deus conservat omnia).
В храме находится список с чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Иверская» со Святой горы Афон.
Швейцарский домик
Швейцарский домик
Малые архитектурные ансамбли были своеобразными сувенирами, с которыми знакомились гости в Кусково. Эти павильоны относят их к теме различных западных стран. Один из таких ансамблей — Швейцарский домик, построенный в 1780-е годы по проекту архитектора Николая Бенуа.
Это здание построено одним из последних в Кусково. Швейцарский домик полностью деревянный, хотя издалека кажется, что его первый этаж каменный. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что это лишь искусная роспись по дереву.
В Швейцарском домике любил проводить время последний владелец рода Шереметевых Сергей Дмитриевич. Сейчас здесь располагается Дирекция Музея Кусково.
Голландский домик
Голландский домик
Голландский домик — это самый ранний из архитектурных павильонов. На его фасаде можно увидеть дату его постройки — 1749 год. Оформление Голландского домика подчеркивает связь с культурой этой страны и традицию, сложившуюся в XVIII веке в России, — внимание и любовь Петра I к Голландии.
Петр Борисович Шереметев создает здесь небольшой голландский островок с домиком и прудом, который показывает вариант амстердамского дома на русской земле. Внутри домик был отделан также в голландском стиле.
Путешествие гостей по Кусково начиналось именно с этого дома. Здесь находился откидной мостик, по которому они попадали в усадьбу. Подойдя к пруду, они наблюдали за золотыми рыбками и карпом, которые к ним подплывали по звонку колокольчика. Гости сразу включались в те игры, которые предстояло далее им увидеть.
Мы видим, что этот павильон как бы играет с гостями. Игра эта начинается на фасаде павильона — издалека гостям кажется, что он построен из красного кирпича, так оно и есть. Но подходя ближе, они видели, что на фасаде нет кладки, а кирпичики нарисованы. Таким образом, гости включались в череду игр и по мере прогулки постоянно восхищались мастерством художников и архитекторов.
А работали здесь в основном крепостные мастера. В Кусково гости погружались в обособленный мир Шереметева, воплощающий его мечты, в оазис, никак не связанный с окружающей его Россией XVIII века.
Павильон Эрмитаж
Эрмитаж
Павильон Эрмитаж в усадьбе Кусково был построен в 60-х годах XVIII века по проекту Карла Бланка в стиле раннего классицизма в сочетании с барочными чертами. В плане здание похоже на цветок с четырьмя лепестками, чуть вытянутый вдоль главной оси парка. Павильон Эрмитаж расположен в юго-западной части резиденции Петра Шереметева.
Название «Эрмитаж» в переводе с французского означает «хижина отшельника», что подчеркивало его роль — здесь гости собирались для увеселения и развлечений. Здание было оснащено всеми последними техническими новинками. Второй этаж соединялся с первым с помощью механического лифта-дивана. Закуски для гостей доставлялись с помощью подъемного механического стола.
В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы. Несмотря на это с годами на фасадах, а также в интерьерах Эрмитажа появились трещины. Деревянные конструкции обветшали, а слои краски отошли. Были утрачены и многие детали его интерьера. К настоящему времени восстановлен первоначальный вид павильона Эрмитаж. В нём проходят выставки музея керамики.
Большая каменная оранжерея
Большая каменная оранжерея
Большая каменная оранжерея — это самый большой павильон в Кусково, он построен архитектором Федором Аргуновым в 1763 году. Вместе с Большим дворцом она ограничивает пространство партера.
В оранжерее выращивали различные овощи, фрукты и цветы. Также Большая каменная оранжерея служила местом развлечения гостей после гуляний по усадьбе. В центре павильона был устроен круглый танцевальный зал. Один боковой ризалит служил приютом для садовника, а в другой использовался для игр.
Большая каменная оранжерея
Сейчас в этом павильоне проходят выставки музея керамики.
В 1775 году Кусково посетила Екатерина II. В память об этом событии перед Большой каменной оранжереей был возведен монумент — колонна со статуей Минервы. В произведениях искусства императрица часто изображалась в виде Минервы, древнеримской богини мудрости и войны.
Минерва
Американская оранжерея
Американская оранжерея
В Американской оранжерее высаживали растения, которые не были характерны для нашего климата. Здесь была персиковая, апельсиновая и кофейная теплицы, в которых выращивали фрукты, какао бобы и кофе. Их в виде небольших угощений поставляли к императорскому двору, чем очень гордился Петр Борисович Шереметев.
Американская оранжерея считалась строением большого тепла. Различные части здания имели разный наклон крыши и окон, что позволяло наилучшим образом использовать тепло и свет солнечных лучей.
Часто растениям в кадках придавали форму животных — гусей и собак, кур и обезьян. На лето их выставляли в партер и на аллеи, что оживляло их вид.
Менажереи
Менажереи
Птицы в Кусково, как и в любой усадьбе, разводились не только для еды, но и для души. За прудом можно увидеть небольшие строения рыжего цвета. Это менажереи, которые служили для содержания водоплавающих птиц.
Всего таких менажерей пять, и каждая имеет свой собственный дворик и выход к пруду, в который птицы и выпускались.
Вольер для птиц
Вольер для птиц
Для обычных птиц (не водоплавающих) в середине XVIII века в Кусково был построен вольер в виде беседки. В нём обитали певчие птицы, щебет и трели которых привлекали гостей. Вольер построен в виде ротонды с восемью колоннами по окружности и полусферической куполообразной крышей. Сейчас в вольере содержатся павлины. Этих красивых птиц можно рассмотреть и сфотографировать через сетку.
Зелёный театр
Место Зелёного театра
Зелёный театр включал в себя амфитеатр для зрителей и сцену, расположенную на холме высотой в 1,5 метра, которая была огорожена боскетами (декоративно подстриженными кустами). Для музыкантов была устроена оркестровая яма, а гримерками служили две круглые башни из стриженной зелени.
Гостям при входе выдавали подушки, затем они рассаживались на полукруглых скамейках, рассчитанных на 80–100 человек. По бокам от амфитеатра было высажено угощение — земляника и клубника. Простолюдины смотрели представления, стоя на дорожках парка.
Спектакли на сцене Зеленого театра проходили в 1763–1792 годах, в основном это были одноактные оперы. Звучал здесь и голос примы шереметевской труппы, легендарной Параскевы Жемчуговой.
Итальянский домик
Итальянский домик
Рядом с Гротом находится Итальянский домик, построенный в 1754–1755 годах Юрием Ивановичем Кологривовым, который обучался в Риме и долгое время находился там и поэтому хорошо представлял, как строятся итальянские палаццо.
В усадьбе Кусково под его руководством создается не копия итальянского палаццо, а некий сборный образ того, как итальянский дворец мог бы пребывать в увеселительной загородной резиденции. Итальянский домик служил для того, чтобы принимать гостей и показывать им коллекцию живописи, декоративно-прикладных предметов, небольших картин из бисера.
Как в Голландском домике подчеркивалась связь с голландской культурой, здесь подчеркивалась связь с культурой Италии через предметы искусства, которые здесь демонстрировались.
Второй этаж использовался для малых приемов, а на первом этаже находились редкие произведения искусства (раритеты), что придавало маленькому дворцу черты музея.
Каждый островок усадьбы Кусково был нацелен на то, чтобы не только развлечь гостей, но и просветить их, чтобы они могли узнать что-то для себя новое.
Гости знакомились не только с искусством и историей европейских стран, но и с историей и культурой России, как XVIII века, так и предшествующих периодов. Усадьба Кусково придерживалась лучших традиций XVIII века и девизу, который звучал как «Развлекая, просвещай».
Телефон
+7 (495) 375-31-31, автоответчик +7 (495) 370-01-60
Официальный сайт усадьбы Кусково
поделиться: |
поделиться: |
рейтинг: 4.85 голосов: 40
Фотографии
Пандус Большого дворца
Боковой портик украшен деревянной резьбой на военные темы
Боковой портик
Шестиколонный портик
Все фотографии (283) →