История Курского вокзала

Историческое фото Курского вокзала

Историческое фото Курского вокзала

поделиться:

Проигранная Крымская война 1853–1856 годов, когда грузы месяцами доставлялись до юга страны, показала необходимость строительства транспортных артерий в России и в первую очередь на Нижний Новгород и Курск.

Поскольку после войны денег в казне было не достаточно, в 1857 году Александр II разрешает построить железную дорогу на Серпухов и Тулу и Орёл за счет средств инвесторов. В целях экономии первоначальный проект был упрощен, а на строительство дороги привлекались армия и арестанты. В 1866 году началось движение поездов до Серпухова и дорогу стали строить дальше на Курск.

Движение на Нижний Новгород началось еще с 1865 года, а место для Нижегородского вокзала за Камер-коллежским валом, официально признанным с середины 18 века границей города, выбрал сам министр путей сообщения П.П. Мельников. Станция расположилась у Покровской заставы, недалеко от Большого Никольского переулка, известного сейчас как Путейский тупик. Земли в этих местах были недорогими, облагались невысокими налогами и требования по санитарии и охране труда были не такими строгими, как в Москве. Деревянное здание было построено из дерева и по словам очевидцев, было узким и невзрачным. Возросший пассажиропоток требовал расширения помещений и уже в 1865 году его увеличили двумя пристройками.


Железная дорога на Нижний Новгород во многих документах называлась временной и учредители хлопотали о выделении земли под строительство нового вокзала. Собственник дороги — Главное Общество Российских железных дорог было ограничено в средствах и не могло самостоятельно решить проблему переноса станции ближе к центру.

В это время в России строятся новые железные дороги, перестраиваются старые здания и Курский вокзал было решено объединить с Нижегородским. В 1894 году Московско-Нижегородская дорога была выкуплена в казну, а в январе 1896 года происходит объединение и создается Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога. На Садовом кольце по проекту архитектора Н.И. Орлова строится новый комплекс. Светлое здание, выполненное в псевдоклассическом стиле, украшали колонны и лепнина на стенах и потолке внутри помещения. Левое крыло было отдано направлению на Курск, а правое — на Нижний Новгород. День 14 июня 1896 года стал Днем рождения Нижегородско-Курского вокзала, который вскоре стали именовать Курским.

Старая Нижегородская станция еще долго обслуживала товарные и воинские поезда. Особенно много грузов приходило на склады Красного Креста и Металлургического завода, завод Нобеля и другие предприятия во время первой мировой войны в 1914–1917 годах. Со временем новостройки столицы поглотили старую станцию и сейчас на этом месте находятся жилые дома.

В марте 1932 года был объявлен конкурс на проект реконструкции вокзального комплекса. Победителем стал молодой 30-летний архитектор Георгий Ипполитович Волошинов, проект которого предполагал сохранить архитектурные особенности здания. Обновленный вокзал был открыт в 1938 году.

В 1948 году прошла следующая реконструкция, в ходе которой были перепланированы залы, но мрамор и старая лепнина были сохранены. Под руководством Евгения Лансере, народного художника СССР, участвовавшего в оформлении Казанского и Ярославского вокзалов, были созданы плафоны — аллегории четырех рек, с которыми теперь был связан Курский вокзал — это Ока и Кама, Волга и Москва-река.

В 1962 году, во времена хрущевской борьбы с излишествами, здание решили существенно расширить без роскоши в отделке, сохранив старые помещения и не останавливая работу всего комплекса. Новое здание со стеклянными витражами было построено в 1972 году под руководством главного архитектора проекта Г.И. Волошинова, отлично знавшего прежнее строение. Старое помещение было сохранено как один из залов нового здания.

Огромный центральный холл построен по принципу авиационного терминала и имеет длину более 200 метров и ширину 40. Из просторного подземного помещения по трём коридорам можно пройти на платформы, в кассовый зал или спуститься в метро. В отреставрированном старом здании с сохраненными плафонами Лансере расположены залы ожидания. Находясь здесь, мы попадаем в середину прошлого века и любуемся творением талантливого художника.

Новое здание сверкает витражами, а высокий 15-ти метровый фасад выходит на привокзальную площадь, где под девятиметровой складчатой крышей-козырьком пассажиры могут укрыться от дождя. Эскалаторы соединяют разные уровни здания и подземную камеру хранения, а просторные салоны ожидания способны вместить до 11 тысяч человек. Многоэтажный торговый центр Атриум соединен с комплексом надземным переходом.

В ходе реконструкции в 2008–2009 годах здание обновили изнутри. Были установлены новые табло и эскалаторы, появились лифт для инвалидов и детская комната. Курский вокзал стал лучшим в России и соответствующим европейским стандартам.

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.