www.msk-guide.ru - достопримечательности Москвы

Путеводитель по Московскому Кремлю



Содержание



Московский Кремль на карте



Как добраться, режим работы и стоимость билетов в Московский Кремль

www.msk-guide.ru
/page_10203.htm

Вид на Водовзводную башню, Большой Кремлевский дворец и колокольню Иван Великий

Как добраться до Московского кремля, ближайшая станция метро

Ближайшие станции метро "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина" "Арбатская". Как Вы уже заметили, это самый большой пересадочный узел в московском метро из 4 станций. При выходе из вагона следуйте по табличкам "выход в Александровский сад". Кассы находятся около Кутафьей башни (на фото), которая находится примерно в середине Александровского сада.

Режим работы Московского Кремля в 2017 г.

Территория Кремля и его музеи открыты:

  • С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 16:30.
  • c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30.
  • Оружейная палата работает ежедневно, кроме четверга, по сеансам в 10:00 и 12:00, в 14:30 и 16:30. Билеты продаются за 45 минут до начала сеанса.
  • Экспозиция в Колокольне Иван Великий (и смотровая площадка)  работает ежедневно, кроме четверга, по сеансам в 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00. С 15 мая по 30 сентября есть сеанс 17:00. Вход  строго по указанному в билете времени. Каждый сеанс максимальное число посетителей 10 человек. Поэтому реально приобрести билеты можно лишь в 9 утра, если подойти к открытию касс. Зимой колокольня закрыта для посещения; весной и осенью - в зависимости от погодных условий.
  • Билеты можно приобрести в кассах в Александровском саду у Кутафьей башни.
  • При проведении мероприятий в Московском Кремле или на Красной площади они закрываются для посещения гражданами.

 

Стоимость билетов в Московский Кремль в 2017 г.

Чтобы попасть в Кремль необходимо купить билет в один из музейных комплексов или на временные выставки.

Российские студенты и пенсионеры могут пройти на территорию Кремля бесплатно. Для этого надо предъявить соответствующие документы в кассу и получить бесплатный билет. Бесплатный билет не дает права посещения музеев и соборов.

Ансамбль Соборной площади

Архитектурный ансамбльСоборной площади включает соборы: Успенский, Архангельский и Благовещенский, церковь Ризположения, Патриарший дворец, а также выставки в Успенской звоннице и в Одностолпной палате.

  • Для взрослых посетителей – 500 рублей.
  • Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей.
  • Дети до 16 лет, независимо от гражданства, - бесплатно.

Колокольня Иван Великий (смотровая площадка и музей истории архитектуры Московского Кремля)

  • Для всех категорий посетителей – 250 рублей.
  • Посещение только сеансами в группах по 10 человек. Количество билетов ограничено.
  • Дети до 14 лет не допускаются.
  • Пожилым посетителям следует учесть, что высота подъема составляет 25 метров – 137 ступенек.

Подробно про Колокольню Иван Великий >>

Оружейная палата

  • Для взрослых посетителей – 700 рублей.
  • Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 300 рублей.
  • Для детей до 16 лет, независимо от гражданства, - бесплатно.
  • Любительская фото- и видеосъемка запрещена.
  • Внимание! Для посещения территории Кремля необходимо приобрести отдельный билет на ансамбль Соборной площади или колокольни Иван Великий.

Подробно про Оружейную палату >>

 

Правила посещения Московского Кремля

Обеспечение порядка на территории Московского Кремля обеспечивает Комендатура.

  • Посетители входят  в  Московский  Кремль через Троицкие и Боровицкие ворота по входным билетам. Т.е. чтобы пройти в кремль Вы в любом случае должны приобрести билет в один из музеев (кроме школьников, студентов и пенсионеров, которые могут получить бесплатный билет).
  • Фотосъемка на территории кремля разрешена и является бесплатной. Фотосъемка внутри музеев, в том числе в соборах запрещена. При посещении кремля летом 2010 года никаких ограничений на фотосъемку зеркальными камерами замечено не было. Однако штатив Вам вряд ли позволят пронести.
  • Посетителям разрешается гулять только на части территории Московского Кремля, например, в пределах Соборной площади, вокруг колокольни Ивана Великого, где стоят царь-пушка и царь-колокол, от Кутафьей башни до Собороной площади, от Соборной площади до Оружейной палаты, а также по Кремлевскому скверу.
  • Запрещается  посещение Московского Кремля  посетителями в нетрезвом виде,  при несоответствии одежды нормам, принятым в общественных местах;
  • Запрещается вход с оружием и опасными для жизни и здоровья предметами;
  • Все предметы, вход с которыми запрещен, сдаются    в   камеру   хранения, расположенную в Александровском саду;
  • Запрещается заходить за ограждения, принимать  пищу и  распивать спиртные напитки,  подниматься на памятники и расклеивать  печатную  продукцию;
  • Запрещается петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

 

Телефон Московского Кремля

Экскурсионное бюро 8 (495) 695-41-46, 697-03-49

 

Официальный сайт Московского Кремля

www.kreml.ru



Московский Кремль (вступление)

номер на карте

1

www.msk-guide.ru
/moskovskiy_kreml.htm

Вид на Водовзводную башню, Большой Кремлевский дворец и колокольню Иван Великий



В центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой расположен Московский Кремль. История нашей Родины отражена в каждом его строении. Это старинные пушки и колокола, соборы и дворцы, музеи и резиденция Президента России. Высокие стены и бойницы говорят нам о том, что это мощное и величественное сооружение является крепостью. Вместе с тем, это строение отражает и духовную жизнь России. Кремль в Москве - общерусская национальная святыня, символ России.

Ансамбль Кремля в Москве включает в себя саму крепость с ее мощными стенами и башнями, а также храмы и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Это ансамбли площадей - Соборной и Ивановской, Сенатской и Дворцовой, Троицкой, а также улицы - Спасская, Боровицкая и Дворцовая.

Башни Московского Кремля

Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых. История Москвы началась у Боровицких ворот. Здесь находится одна из юго-западных башен Кремлевской стены - Боровицкая. Она выходит к Александровскому саду и Боровицкой площади. По легенде ее имя произошло от бора, который покрывал один из семи холмов, на которых стоит Москва.

Через Водовзводную (Свиблову) башню имелся тайный выход к реке Неглинной и в ней был колодец.

Благовещенская башня получила свое название по Благовещенской иконе, когда-то здесь находившейся.

Тайницкая – это центральная башня южной стены Кремля, рядом с ней, также на южной стороне, находятся Первая и Вторая Безымянные. В Первой Безымянной хранили порох.

Петровская имела важное значение для обороны, поскольку располагалась рядом с Москвой-рекой и рвом.

В Юго-Восточной части Кремлевской стены находится Беклемишевская башня. Свое имя она получила по Двору боярина Беклемишева, примыкающего к ней.

В 1490 году на месте Тимофеевских ворот в честь Кремлевской церкви Константина и Елены была построена Константино-Еленинская башня.

На Набатной размещались колокола Спасского набата - противопожарной службы. Для набатного колокола была построена Царская башня, небольшая, из четырех колонн.

Спасская служила для парадного въезда в Кремль. Ее ворота считались святыми. Со стороны Красной площади Кремль защищали Сенатская и Угловая Арсенальная (Собакина) башни.

Ворота Никольской башни служили дворянам для подъезда к своим дворам.

Экскурсия по башням Московского Кремля >>

Соборы Московского Кремля

В архитектурный ансамбль Московского Кремля входят восемь соборов. Один из главных храмов русского государства – Успенский. В нем проходила коронация императоров, венчание на царство, избрание глав русской православной церкви и погребение митрополитов и патриархов. Сейчас здесь можно видеть моленное место Ивана Грозного, особо ценные иконы, некрополь и величественный иконостас.

Благовещенский собор служил личным храмом великих князей и царей Москвы. Считается, что часть икон храма создана Андреем Рублевым, а также Феофаном Греком.

Архангельский собор был родовой усыпальницей великих князей и царей. В нем 47 надгробий и 2 раки. Здесь покоятся великие князья Иван Калита и Дмитрий Донской, Иван III и Иван Грозный, царевич Дмитрий и цари Михаил и Алексей Романовы. Созданный во время Куликовской битвы образ "Архангела Михаила с деяниями" можно увидеть в иконостасе храма.

Домовый храм русских митрополитов и патриархов – небольшая церковь Ризоположения. В нем в едином ансамбле представлены четырёхъярусный иконостас в серебряном окладе и настенная живопись.

К северу от Успенского храма и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый храм Двенадцати апостолов, построенный русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым.

Десятиглавый собор Василия Блаженного много раз подвергался опасности сноса. Наполеон в 1812 году мечтал его увести в Париж, а позже хотел взорвать. В Советское время собор мешал прохождению демонстраций и его также хотели уничтожить.

К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины и Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего.

Московский Кремль - история и архитектура

Первое упоминание о Москве встречается в летописи и относится к 1147 году.  В 1156 году на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Русь в то время была разъединена на отдельные княжества, поэтому не смогла в 1238 году устоять от нашествия татаро-монгольского ига. Москва была разорена, а Кремль сожжен.

В период правления Ивана Калиты Московское княжество было укреплено и Кремль перестроен. Сооружены каменные церкви, соборы и крепкие дубовые стены. По указу князя Димитрия Донского, внука Ивана Калиты, в 1367 году возводятся белокаменные стены и башни. Москву стали называть белокаменной. При великом князе Иване III расширяется территория Кремля, был вырыт ров вокруг стен. Совместно с иностранными зодчими строятся Успенский и Благовещенский храмы, Грановитая палата и колокольня Ивана Великого (дозорная башня). Был заложен Архангельский храм. С расцветом культуры и архитектуры в 17 веке преображаются и постройки Кремля. На Кремлевских башнях появились высокие кирпичные шатры с черепичными покрытиями и позолоченными флюгерами.

В начале 18 века по указу Петра I заложено здание Арсенала. С переносом столицы в Петербург Кремль оставался в заброшенном состоянии. Почти все деревянные строения были уничтожены пожарами и не восстанавливались.

Только со 2-ой половины 18 века началось его возведение. По проекту архитектора М. Ф. Казакова строится здание Сената. Под руководством архитектора Ивана Еготова было сооружено первое здание для Оружейной палаты. Во время войны 1812 года Наполеон при отступлении решил взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей, он был чудом спасен. Вскоре все поврежденные его постройки были восстановлены.

В 1917 году взятием Кремля была завершена революция в Москве. Сюда в марте 1918 года из Петрограда переехало Советское правительство. В наши дни здесь находится резиденция Президента России.

На территории Кремля Москвы создан Государственный музейный комплекс, включающий в себя Оружейную палату и храмы (Успенский, Архангельский и Благовещенский), церковь Ризоположения и Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, а также коллекции артиллерийских орудий и колоколов. Комплекс Кремля и Красной площади в 1990 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как один из выдающихся исторических памятников планеты.



Оружейная палата

номер на карте

2

www.msk-guide.ru
/oruzheinaya_palata.htm

Шапка Мономаха



Оружейная палата Московского Кремля является всемирно известным музеем. В нем представлены царская одежда и вооружение, предметы из золота и серебра, изделия, выполненные русскими, европейскими и восточными мастерами. С 1960 года она входит в состав Государственных музеев Московского Кремля. В 1962 году в бывших Патриарших палатах расположен ее филиал – Музей прикладного искусства и быта России 17 века.

 

Из истории Оружейной палаты Московского Кремля

Первые упоминания об Оружейной палате встречаются в летописи первой половины 16 века. Рассказывается о пожаре 1547 года, который уничтожил сокровища: «…Оружничая палата вся погоре с воиньским оружием». Со времен правления Ивана III она называлась Большой казной и располагалась в каменном здании – Казенном доме между Архангельским и Благовещенским собором. При Петре Первом была создана мастерская, которой было поручено хранить ценности и управлять дворцами и волостями Москвы. Предписывалось передавать в нее все ценные и курьезные вещи. Пожар  1737 года уничтожил часть трофеев и оружия, в том числе и доставшиеся от Полтавской битвы. Но  Царская казна уцелела. После этого пожара ценности из разобранного Казенного двора перенесли  в Теремной дворец. Построенное по указу Александра I в 1810 году здание для Оружейной палаты было сырым, поскольку не имело отопления из-за противопожарной безопасности. Во время Отечественной войны 1812 года ценности вывозились в Нижний Новгород. Здание, в котором сейчас размещается музей, было построено в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона.

 

Экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля

Свое название палата получила по той причине, что в основном здесь работали оружейники – лучшие золотых и серебряных дел мастера. И оружие они изготавливали легкое, удобное и высокими боевыми качествами. Позже  к Оружейной палате присоединяется мастерская по иконописи, в которой трудились знаменитые мастера С. Ушаков, Ф. Зубов и И. Безмин.

На протяжении всей истории музей пополняется ценными предметами: подарками, военными трофеями и ценными находками. Во времена гонения религии здесь также удалось сохранить ценности закрытых храмов. В залах музея представлена парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, изготовленные талантливыми мастерами. Одна из самых известных реликвий – это шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Посетители смогут увидеть  знаменитый двойной трон, на котором короновали братьев - пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого. Трон необычен тем, что в нем есть маленькая дверца и комнатка. По одной легенде там находился тот, кто подсказывал братьям то, что надо говорить. А по другой легенде здесь прятались те, кому не разрешалось присутствовать на церемониях. Необычен трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями.

Здесь Вы увидите коллекцию вооружения и западноевропейские изделия из серебра и даже предметы парадного конского убранства. Так здесь представлен макет рыцаря на лошади. И рыцарь и лошадь закованы в броню. У рыцаря - только щелка для глаз. У лошади открыты только ноги и глаза. Всего в музее около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. Их высокая ценность  принесли мировую известность музею. Дмитрий Лихачев так сказал, что этот уникальный музей «больше чем музей. Это овеществленная память нашего народа, сокровищница России".

 

Залы Оружейной палаты Московского Кремля

  • В первых двух залах представлены русские золотые и серебряные изделия. В первом – 12-17 веков, во втором – 17- начала 20 века.
  • В залах 3 и 4 представлено парадное вооружение. В 3 зале выставлено европейское и восточное парадное вооружение 15-19 веков, а в зале 4 – русское вооружение 12 – начала 19 века.
  • В зале 5 представлено западно-европейское серебро 13-19 веков.
  • В зале 6 – драгоценные ткани и шитье 14-18 веков и светский костюм 16-начала 20 века.
  • В зале 7 – древние государственные регалии и предметы парадных церемоний 13-18 веков.
  • В зале 8 представлены предметы конского убранства 13-18 веков.
  • В 9 зале Вы увидите экипажи, которые всегда вызывают восторг посетителей.

Посетители музея, могут воспользоваться аудиогидом, который выдаётся бесплатно и позволит увидеть план музея и прослушать информацию об экспонатах. Обычно отведенного времени (полтора часа) не хватает, чтоб спокойно осмотреть все экспонаты и прослушать информацию о них. Часто последние залы осматриваются беглым взглядом.

Оружейная палата Московского Кремля – это настоящая сокровищница, в которой собраны ценные исторически значимые экспонаты,  созданные в кремлевских мастерских, а также полученных в дар русскими царями от послов иностранных государств.  Самые красивые и ценные предметы находятся в Алмазном Фонде, расположенном рядом.



Алмазный фонд

номер на карте

3

www.msk-guide.ru
/almazniy_fond.htm




Среди достопримечательностей Москвы одно из главных мест занимают музеи. Удивительные экспонаты можно увидеть, если Вы посетите Алмазный фонд Московского Кремля, который представляет собой российскую коллекцию ювелирных изделий, расположенную в здании Государственной Оружейной палаты.

 

Из истории Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 году он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками. Только когда три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел ключ от одного замка, собирались вместе, они могли достать драгоценные предметы для торжественных церемоний. Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, а позже - Алмазной комнатой. Бояре охраняли казну и отвечали за ценности животом и головой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным. В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом Первой мировой войны возникла угроза над ценностями. Поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы, где она хранилась до января 1922 года. Комиссия по  экспертизе и отбору ценностей часть драгоценностей передала музеям, другие - в Государственное хранилище ценностей – Гохран, которое стало преемником царской казны. В 1925 году впервые драгоценности были выставлены в Доме союзов. В 1927 и в 1933 годах по решению Совнаркома многие из них были проданы. Наиболее ценные экспонаты музея были представлены на выставке, посвященной 50-летию Октября в 1967 году. Благодаря своей популярности по решению Правительства выставка стала постоянной.

 

Экспозиция Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд содержит уникальную коллекцию ювелирных изделий, а также алмазов и бриллиантов. В течение всей своей истории она пополнялась редкими самоцветами,  орденскими знаками и другими драгоценными изделиями. Большой вклад в коллекцию внесла экспериментальная ювелирная лаборатория, выполнявшая реставрацию разрушавшихся ценностей, в том числе Большой и Малой императорских корон и других предметов  императорской семьи. Так, более ста предметов вошли в представляемую экспозицию.

Экспонаты музея демонстрируются в двух залах. В первом представлены драгоценности - алмазы, бриллианты, самородки и ювелирные изделия. В первой витрине расположена коллекция драгоценных и полудрагоценных камней с территории бывшего Советского Союза. Во второй витрине можно увидеть карту России из  бриллиантов. Далее демонстрируются алмазы-гиганты и способы огранки алмазов. Также в зале представлено современное искусство. В центре - самородки золота и платины - известные «Большой треугольник», «Верблюд» и «Мефистофель». Во втором зале можно увидеть исторические ценности.

 

Экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Среди самых известных экспонатов - императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр.

Корона Екатерины II, изготовленная в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена  5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине ее - тёмно-красная шпинель (398, 72 кар). Длина нижней окружности короны - 64 см. Высота с крестом - 27,5 см. 

Золотая Держава - гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков - индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Весит Державы - 861 грамм, высота с крестом - 24 см.

Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на её именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии - Алмаз "Орлов" в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага - белый, синий, красный.

Среди других экспонатов – изготовленный для  корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» -  один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста,  звезды и ленты, а  для торжественных случаев – цепи.

Все современные работы выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством работы. Среди них – брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.


При подготовке раздела использованы фотографии сайта Гохран России.



Колокольня Ивана Великого

номер на карте

4

www.msk-guide.ru
/kolokolnya_ivana_velikogo.htm

Колокольня Иван Великий



В самом центре столицы, на Соборной площади Кремля расположена  церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичкина, больше известная как колокольня Ивана Великого. Она объединяет все древние храмы Московского Кремля в единый архитектурный ансамбль. В 2008 году храм отметил свое 500-летие.

 

Из истории Колокольни Ивана Великого в  Москве

В 1329 году на месте настоящей постройки была построена церковь  «под колокол» Иоанна Лествичкина. В 1505 году старая церковь была разрушена и на ее месте в память об умершем царе Иване III  итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году построена новая церковь. В 1600 году при Борисе Годунове к ней был пристроен еще один ярус – цилиндрический. Колокольня стала  самым высоким в то время сооружением в столице. Ее высота достигла 81 метр. Площадь, расположенная к востоку от нее, именовалась в старину Ивановской. Здесь громко, "во всю Ивановскую", оглашали царские указы и наказывали провинившихся.

В 1532 году с северной стороны зодчим Петроком Малым  пристраивается звонница с храмом Вознесения Господня. В ней устанавливается тысячепудовый колокол "Благовестник". Сам храм находился на третьем ярусе и для входа в него была устроена лестница. С 17 века церковь преобразуется в звонницу, названную Успенской. С 1624 по 1632 годы во время царствования Михаилаа Романова и патриаршества его отца Филарета с северной стороны Важеном Огурцовым было пристроено еще одно сооружение - Филаретовская пристройка с белокаменными пирамидками и черепичным шатром.

Во время Отечественной войны 1812 года звонница и пристройка были разрушены. Уцелела только Колокольня. С нее был снят крест, который до сих пор он не найден. Сейчас на ее позолоченном куполе находится восьмиконечный крест из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы».

В 1819 г. по проекту архитектора Д. Жилярди разрушенные звонница и Филаретовская пристройка были восстановлены в прежнем виде, но появились элементы архитектуры 19 века.

 

Колокола на Колокольне Ивана Великого в  Москве

Всего на звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне - 21 колокол. Раньше они висели на деревянных балках. В 19 – 20 вв. были перевешены на железные. На Филаретовской пристройке и звоннице сохранилось три колокола. Самый большой колокол – Успенский (Праздничный) весит 65 т 320 кг. Он был отлит мастерами Завьяловым и Русиновым в 19 веке. Успенский колокол был самым большим из действующих русских колоколов и лучшим по тону и по звуку. Колокол Реут (Ревун) на звоннице весит 32 т 760 кг. Отлит Андреем Чеховым в 1622 году. Третий колокол Вседневный (Семисотный) на Филаретовской пристройке, отлитый в XVIII веке И. Моториным, весит 13 т 71 кг. На колокольне находятся 18 колоколов. В нижнем ярусе 6 колоколов: Медведь (вседневный)  и Лебедь,  Новгородский и Широкий, Слободский и Ростовский. В среднем ярусе - девять колоколов: Новый (ранее Успенский) и Немчин, Безымянный и Даниловский, Глухой и Корсунский, а также  Марьинский. Кроме них, здесь висят два небольших Корсунских беловатых по цвету колокола. В верхнем ярусе колокольни находятся три безымянных колокола.

 

Музеи в колокольне Ивана Великого в Москве

На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал, где экспонируются произведения искусства самого Кремля и других музеев России и мира. В  колокольне открыт необычный музей истории Московского Кремля. Здесь можно увидеть элементы первых белокаменных сооружений, которые появились в Кремле в 14 веке, панораму столицы и другие интересные экспонаты. С помощью мультимедийных технологий на ее стенах и сводах проецируются исторические памятники Кремля. Посетители музея, выйдя на смотровую площадку, смогут осмотреть Кремль с высоты птичьего полета. Желающие могут воспользоваться аудиогидом.



Царь-колокол

номер на карте

5

www.msk-guide.ru
/tzar-kolokol.htm

Отколовшийся кусок Царь колокола



Царь-колокол в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве и других русских городах.

 

Из истории Царь-колокола в  Москве

Первый Царь-колокол в Москве весом около 40 тонн был отлит ещё в 1600 году. Во время пожара в середине 17 века он упал с колокольни и разбился. Было решено выплавить новый, более мощный. И новый «великан», установленный на звоннице рядом с колокольней Ивана Великого, был весом 130 тонн.  В 1654 году, когда отмечали рождество и  били во все колокола, он разбился. Заново отлитый Царь-колокол весил уже более 160 тонн. Отлит он был мастером А. Григорьевым. Сильный пожар 19 июня 1701 года опять не пощадил «Царя»: он упал и тоже разбился. В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны решено разработать проект нового колокола. 4 года шли подготовительные работы. На Ивановской площади, рядом с колокольней, была сооружена форма в яме глубиной 10 метров. Ее стены укрепили при помощи кирпичей и дуба. Дно выложили дубовыми сваями, на которые положили железную решетку. На ней были установлены форма и кожух для отливки великана. Для плавки были построены четыре плавильные печи. Использовался металл старого колокола с добавлением меди. Работа по отливке была поручена Ивану Моторину. К ноябрю 1734 года все подготовительные работы завершились. 26 ноября после службы в Успенском соборе были затоплены печи. Но отливка не началась, поскольку в двух печах случилась авария  и медь вытекла под печи. В результате начался пожар. Начались восстановительные работы. А вскоре в августе 1735 года Иван Моторин умер. Работу продолжил его сын Михаил. 25 ноября 1735 года в течение 1 часа 12 минут колокол  был отлит. После того, как он остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года. Прибежавшие люди хотели потушить загоревшиеся деревянные доски и бревна над ямой, в которой находился колокол, поскольку от высокой температуры он мог расплавиться. Его стали поливать водой. От резкого перепада температур раскаленный металл начал трескаться, и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Так, почти 100 лет (с 1735 по 1836 год) пролежал он  в литейной яме. После Отечественной войны с французами, когда восстанавливали Кремль, Царь-колокол установили на постамент около колокольни Ивана Великого как образец русского литейного искусства.

Описание Царь-колокола

Царь-колокола в  Москве - самый большой металлический колокол в мире. Его высота  – 6,24 метра. Диаметр – 6.6 метра, масса - почти 200 тонн. На нем можно видеть надпись, что отлит он был в 1733 году Иваном Моториным с сыном своим Михаилом. В действительности же он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. Неточность надписи говорит о том, что «великан» был отлит по форме, изготовленной первоначально. Поднимали его под руководством Августа Монферанна, архитектора знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге, имеющего опыт работы с тяжелыми конструкциями. Народ был изумлен мощью и красотой поднятого великана.  После того, как его очистили, позолотили верхнюю часть, можно было видеть серебристо-серую поверхность. Газеты писали: «…изображения на колоколе довольно искусны, орнаменты изящны».

Постамент, на котором был установлен «великан», был создан по проекту А. Монферрана. Медная держава с позолоченным крестом наверху – также выполнена по его проекту. Изображение царя Алексея Михайловича во весь рост в парадном платье с державой и скипетром в руках напоминает нам о том, что при нем, в 17 веке, был вылит Царь-колокол – его предшественник.

Императрица Анна Ивановна изображена в  коронационном платье. Именно она издала указ об отливке нового колокола. Под изображением Анны Ивановны внизу вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Можно видеть Христоса и Богоматерь, Иоанна Предтечи и Святую Анну, а также апостола Петра.

Между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича изображены два красивых фигурных картуша, внутри которых расположены надписи об истории создания колокола. К сожалению, пожар 1737 года помешал полностью воплотить намеченные планы. Некоторые работы по чеканке остались невыполненными. Недавно архивы помогли восстановить забытое имя скульптора,  автора декора. Это был Федор Медведев.

Царь-колокол в Москве не имеет аналогов в мире. Он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом посетителей Московского Кремля.



Царь-пушка

номер на карте

6

www.msk-guide.ru
/tzar-pushka.htm

Царь-пушка, фото



Царь-пушка в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Это мощное орудие, расположенное на Ивановской площади, является памятником русской артиллерии. Крупнейшая по калибру в мире, она стала памятником литейного дела.

 

Из истории Царь-пушки в  Москве

Царь-пушка в Москве была отлита на Пушечном дворе в 1586 году во время правления царя Федора Ивановича русским мастером Андреем Чоховым. Создавалось орудие для обороны Кремля и поэтому было  установлено на бревенчатом настиле (раскате) на Красной площади около Лобного места. Доставили ее сюда на 200 лошадях, тащивших орудие по бревнам. Для ее перемещения на стволе с каждой стороны устроены четыре скобы для крепления канатов. Позже деревянные раскаты, на которых  стояло орудие, заменили каменными.  Как писал поляк Самуил Мацкевич «В русской столице лежит огромное орудие. Такое большое, что польские солдаты прячутся внутри его от дождя…» Позже орудие находилось в разных местах Кремля.  А когда был построен Кремлевский дворец съездов, ее перенесли на Ивановскую площадь к собору Двенадцати Апостолов. Хотя считается, что это грозное орудие предназначалось для обороны Кремля, многие исследователи считают, что оно вряд ли с этим справилось бы. Такие орудия применяют лишь для разрушения стен.

 

Описание Царь-пушки в  Москве

Сейчас мощное орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат полые декоративные чугунные ядра весом 1,97 тонн, отлитые в 1835 году (стрелять такими ядрами орудие не может). Отлито орудие из бронзы, лафет чугунный. У жерла с правой стороны изображен верхом на коне Фёдор Иванович в короне и со скипетром в руке. Над изображением надпись: «Божьей милостию Царь, Великий Князь Фёдор Иванович, Государь Самодержец всея Великия России». По одной из версий благодаря изображению  Фёдора Ивановича, Царь-пушка и получила свое имя. По другой версии, так ее называют из-за больших размеров. Также орудие называли «Дробовик Российский», поскольку она была рассчитана на стрельбу «дробом» (картечью).

Длина орудия - 5,34 м, наружный диаметр ствола - 120 см. Калибр - 890 мм. Масса - 39,31 тонны. С левой стороны есть надпись: «Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Некоторые специалисты считают, что великое орудие  никогда не стреляло, а изготовлено оно было для того, чтобы пугать иностранцев, в том числе послов крымских татар. Обследование орудия в 1980 году в Артиллерийской академии им. Дзержинского показало, что царь-пушка – это бомбарда и предназначена для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра составлял около 819 кг, а чугунное ядро такого калибра весит 1970 кг. Исследование канала орудия показало наличие частиц пороха. Это означает, что знаменитое орудие хотя бы один раз стреляло.

 

Копии Царь-пушки

Весной 2001 года по заказу Московского правительства в Удмуртии была изготовлена копия знаменитого орудия из чугуна. Вес ее составил 42 т, вес ядра - 1,2 т. Диаметр ствола - 890 мм. Эта копия была подарена украинскому городу Донецку.

В 2007 году на Бутяковском судостроительном заводе была отлита копия орудия для Йошкар-Олы. Оно установлено рядом с Художественной галереей.

В музее боевой техники под открытым небом ОАО «Мотовилихинские заводы» представлена Пермская царь-пушка. Это  самая большая в мире литая чугунная пушка. Орудие изготовлено в 1868 г. по заказу Морского министерства и является боевым. При ее испытаниях было сделано 314 выстрелов ядрами и бомбами дальностью до 1,2 км. Орудие было предназначено для Кронштадта, чтобы защищать Петербург с моря.

Многие еще в детстве слышали о знаменитом орудии-великане в Московском Кремле, но величие его при рассмотрении «в жизни» впечатляет. И хотя самой большой по габаритам и весу является немецкая гаубица «Дора» калибром 800 мм и весом 1350 тонн, Царь-пушка в Москве занесена в книгу рекордов Гиннеса как самое крупнокалиберное орудие.



Успенский собор

номер на карте

7

www.msk-guide.ru
/uspenskiy_sobor.htm

Успенский собор Московского кремля



Успенский собор  Московского Кремля  расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

 

 Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах.  Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены  мощи митрополита Петра.  В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

 

Архитектура Успенского собора  Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке.  Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится "как един камень". Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его "величеством и высотою, и светлостью и пространством". Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

 

Убранство Успенского собора  Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец,  люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими".

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих  ярусах - Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию "Страшный Суд." Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и "Святой Георгий", "Троица"и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма.  Перед ним находятся моленные места. Царское  расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место - у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства - один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту - Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно - прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с  цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

 

Успенский собор  Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже - и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор  Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.



Архангельский собор

номер на карте

8

www.msk-guide.ru
/arkhangelskiy_sobor.htm

Архангельский собор



Архангельский собор  Московского Кремля  - выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.

 

Из истории Архангельского собора

На месте Архангельского собора  еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящен. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архитектура Архангельского собора

В основном, храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внес в интерьер  храма ордерную декорацию.  В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

 

Убранство Успенского собора

В интерьере Архангельского собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также,  он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564-1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому – сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии.  Те фрески, которые мы видим сейчас были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев - Симон Ушаков и Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила.

Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 года) сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас,  выполненный царскими резчиками в 1679-1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность - храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14-15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает  Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.

 

Успенский собор  как усыпальница

Как были расположены захоронения в храме в 1333 году неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм.

Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены. А в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья - у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович.Св. блгв. кн. Александр Невский.

Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

Успенский собор  Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. И хотя в нем работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.



Благовещенский собор

номер на карте

9

www.msk-guide.ru
/blagoveshenskiy_sobor.htm

Благовещенский собор



Благовещенский собор  расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор  Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

 

Из истории Благовещенского собора  Московского Кремля

Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III  поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище - Казенный двор, где хранилась государева казна.  

Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе.  Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.

При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.

Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита.  Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено  крыльцо храма. В марте 1918 года, когда  большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.

 

Архитектура Благовещенского собора  Московского Кремля

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни  в единый ансамбль.

Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен  галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой. Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение - нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.

 

Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части  - нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 г. известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами – праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении. При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллю­страцию «Апокалипсиса». Здесь представлена «Жития» Ва­силия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза - в 19 веке.

Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим  изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.

Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку. Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина. Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.

Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.

Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого, куда он был доставлен из Византии.

 

Реликвии Благовещенского собора

К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь.

Благовещенский собор  Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году - в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.



Соборная площадь

номер на карте

10

www.msk-guide.ru
/sobornaya_ploshad.htm

Соборная площадь Московского кремля



Соборная площадь Московского Кремля является редчайшим памятником русской культуры. Это главная площадь Кремля. На ней расположены выдающиеся сооружения древнерусского зодчества: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Здесь также находятся церковь Ризположения и храм-колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая и Патриаршие палаты. Сегодня все эти соборы являются музеями, в которых собраны уникальные произведения древнерусской живописи и другие произведения искусства.

 

Из истории Соборной площади Московского Кремля

Ансамбль площади складывался со времени строительства здесь первых деревянных сооружений. Еще тогда, в 13-14 веках были определены пространственная композиция и назначение площади. Соборная площадь Московского Кремля является одной из древнейших в Москве. Ее современный облик определился во второй половине XV века, когда старые соборы были заново перестроены, возведены Грановитая палата и Колокольня Ивана Великого. Ее храмы строились московскими, владимирскими и псковскими мастерами, а также итальянскими зодчими. Поэтому на облик многих сооружений оказала влияние архитектура итальянского возрождения.

Здесь проводились венчание на царство и коронация императоров. В церковные праздники проходили шествия. А в скорбные дни похоронные процессии направлялись в в Архангельский собор - усыпальницу великих князей и царей и в Успенский собор - место погребения митрополитов и патриархов Москвы.

В 18-19 вв. площадь несколько раз покрывали плитами из песчаника. В 1930-х годах ее заасфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие.  Во время Отечественной войны 1812 года пострадали звонница и Филаретовская пристройка, примыкающие к колокольне Ивана Великого. Эти сооружения были восстановлены в 1814-1815 гг. По приказу И. Сталина в 1930 году было снесено Красное крыльцо Грановитой палаты, которое было восстановлено в 1994 году. Созданный более 500 лет назад ансамбль и сегодня впечатляет своей грандиозностью.

 

Храмы Соборной площади Московского Кремля

Древнейший памятник Кремля - Успенский собор. Все остальные постройки здесь появились позднее. И когда их строили, ориентировались на Успенский собор, расположенный в глубине площади. Еще со времен основания города здесь стоял деревянный храм Успения Богородицы. Затем в 13 веке на его месте был построен каменный собор. В 1326–1327 гг. при великом князе Иване Калите был возведен новый каменный собор. Под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти был построен новый храм, освященный 12 августа 1479 года. Успенский собор на протяжении четырёхсот лет оставался главным храмом Государства Российского. Собор имеет четыре престола: главный освящен в честь Успения Богородицы, другие — в честь великомученика Димитрия Солунского, Похвалы Богородицы и апостолов Петра и Павла. Здесь находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Сейчас она  выставляется в Третьяковской галерее. Одна из реликвий, сохранившихся до наших дней - Гвоздь Господень, одно из орудий казни Иисуса Христа. В соборе находятся 19 гробниц: десяти митрополитов и девяти патриархов.

Благовещенский собор строился псковскими мастерами с 1484 по 1489 гг. Считается, что деревянная церковь на этом месте была сооружена еще в конце 13 века. Благовещенский собор был домовым храмом князей и царей Москвы. Его северо-западная галерея вела во дворец. Первоначально собор был увенчан тремя главами и был окружен со всех сторон галереями. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года. При Иване Грозном в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить собор.  В честь этой победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Две главы были добавлены к основной части собора. Главы и кровлю позолотили. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. Собор приобрел живописный и парадный вид. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским. Во время праздников из собора к народу выходили правители и их свита. Предполагают, что знаменитые росписи и иконы  создавались известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца.

Напротив Благовещенского храма располагается Архангельский собор. На месте храма еще в 1247-1248 годах была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников - удельных князей. На месте этого собора итальянским архитектором Алевизом Новым был возведен в 1505-1508 годах новый пятиглавый храм с элементами архитектуры итальянского Возрождения. В соборе погребены Иван Калита и Иван III, Иван Грозный и Михаил Скопин-Шуйский, Михаил и Алексей Романовы. Также здесь покоятся победители грозного войска Мамая, прославленные герои Куликовской битвы - Дмитрий Донской и Владимир Храбрый.

Храм впервые был расписан при Иване Грозном. Во второй половине 17 века Архангельский собор был расписан заново. Росписи поздних лет (18-19 веков) скрывали яркую работу мастеров. Реставрация 1953-1955 годов открыла заново сохранившуюся живопись. Интересна галерея из условных изображений портретов князей и царей. Мы видим портретную историю Русского государства от княжения Ольги и Владимира киевских до времен Ивана Грозного. В нижнем ярусе стен можно видеть надгробные изображения князей, погребенных в соборе - от Ивана Калиты до Ивана III. Каждую княжескую фигуру сопровождает изображение святого, благословляющего его. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила. Главная достопримечательность Архангельского собора - храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями». Его можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси.

Церковь Ризположения построена в 1484-1485 годах псковскими мастерами. До середины XVII века она была домовым храмом митрополитов и патриархов Москвы. В 1655 году при патриархе Никоне  ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен и передали великокняжескому дворцу.

В самом центре Кремля расположен ансамбль колокольни Ивана Великого, состоящий из трех сооружений, построенных в разное время: колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Строение расположено на границе между Соборной и Ивановской площадями.  Постройки создавались с 1505  по 1815 гг. Всего на Звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне - 21 колокол.

В 1487 -1491 гг. для торжественных приемов строится Грановитая палата. Она была задумана как тронный зал в новом дворце Ивана III и два века оставалась самым большим залом - 495 кв.м. Строительство велось итальянским мастером Марко Фрязиным, а затем - ломбардским архитектором Пьетро Антонио. Парадные Святые сени примыкают с западной стороны здания. К ним ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Главный восточный фасад, облицованный белокаменными блоками, выходит на Соборную площадь. Каждый из блоков отесан на четыре грани. Отсюда и название Палаты - Грановитая. В 1838-1849 гг. при строительстве Большого Кремлевского дворца ее через Святые сени соединили с Владимирским залом. Сейчас Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

В 1653-1655 гг. русские зодчие построили Патриаршие палаты для патриарха Никона. Для хозяйственных нужд служил первый этаж, для личных покоев патриарха – третий этаж. На втором этаже в Крестовой (Мироваренной) палате проводились заседания Священного Собора, проводились пиры в честь высоких гостей. В 18-19 вв. здесь находилась Московская Синодальная контора.

Древние храмы, расположенные на Соборной площади, являются музеями, экспонаты которых собирались столетиями. Это ценнейшие произведения древней иконописи и декоративно-прикладного искусства. Соборная площадь в Московском Кремле – уникальный памятник истории создания единого Русского государства и его культуры.



Башни Московского Кремля

www.msk-guide.ru
/page_21035.htm

Слева-направо: Благовещенская, Тайницкая, 1-я Безымянная, 2-я Безымянная, Петровская и Беклемишевская башни Кремля

Архитектура Московского Кремля славится своим величием и красотой, немаловажную роль в этом принадлежит его древним башням, которые подчеркивают строгость и масштабность всего исторического памятника. Все башни созданы в конце XV – начале XVI века итальянскими архитекторами Антонио Джиларди и Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Алоизио да Каркано.

В плане Кремлевские стены (их протяженность составляет более двух километров) образуют неправильный треугольник, ограниченный с юга – Москвой рекой, на северо-западе – Александровским садом, там, где раньше протекала река Неглинная, а с восточной стороны – Красной площадью и Васильевским спуском.

Если не присматриваться внимательно, то кажется, будто многие башни однотипны, а на самом деле, все они отличаются не только высотой и формой: у каждой из них – свое имя, своя история и предназначение. Правда, две из них не имеют имен, они так и названы – Первая и Вторая Безымянные.

  • Башни, расположенные по углам Кремлевской стены – Водовзводная, Баклемишевская и Угловая Арсенальная, должны были быть самыми прочными, они построены в виде цилиндров, что позволяло вести круговой огонь
  • Башни Спасская и Никольская, Троицкая и Боровицкая, Тайницкая и Константино-Еленинская имеют мощные четырехугольные основания и проездные ворота, поскольку к ним подходили дороги, имеющие важное стратегическое значение, кроме того, у них были стрельницы
  • Остальные башни имели, в основном, чисто оборонительное значение.

Мы начнем нашу экскурсию от Манежной площади. Здесь находится выход из метро "Охотный ряд". Также рядом находятся станции метро "Театральная" и "Площадь Революции". Первый пункт нашей экскурсии - Угловая Арсенальная башня. Она находится ровно напротив Макдональдса в ТК Охотный ряд. Направимся направо в Александровский сад.

Башни Московского Кремля - нескучный путеводитель >>